Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2023_01_07
Аннотация: В статье на основе анализа современных результатов, связанных с решением вопроса о выделении технологических аспектов и функциональных возможностей цифровых технологий, формулируется проблема методологического характера – пути выявления и обоснования дидактических возможностей цифровых технологий и их средств для достижения современных образовательных результатов. В рамках решения задачи представления основных видов деятельности, входящих в состав умения выявлять и обосновывать дидактический потенциал цифровых технологий, рассматривается пример такого компонента образовательных результатов, как функциональная грамотность обучающихся. Для выявления и обоснования дидактического потенциала технологий и их средств предложена «система координат», включающая ориентацию на выделение составляющих компонентов функциональной грамотности, особенностей деятельности по формированию, развитию и диагностике развития компонентов функциональной грамотности, а также возможностей цифровых технологий и их средств разного дидактического назначения. Предлагаемая совокупность видов деятельности учителя (преподавателя) по формированию компонентов функциональной грамотности рассматривается именно в предложенной «системе координат». На основании «пересечения координат» выделенных направлений системы иллюстрируется вариант установления соответствия возможностей цифровых технологий с компонентами функциональной математической грамотности. Для итогового диагностического результата предлагается трехуровневая градация дидактического потенциала цифровых технологий, предоставляющая дополнительные возможности для обоснования необходимости обогащения в том числе цифровой образовательной среды, проектируемой учителем. Выводное суждение связано также с идеей универсальности предложенной совокупности видов деятельности с ориентацией на другие образовательные результаты.
Ключевые слова: методология деятельности; функциональная грамотность; формирование функциональной грамотности; компоненты функциональной грамотности; цифровые технологии; цифровизация образования; цифровая образовательная среда; образовательные результаты; дидактический потенциал; школьники
Abstract: In the article, based on the analysis of the attention of the pedagogical community to the allocation of technological aspects and functional capabilities of digital technologies, a methodological problem is formulated – to identify and justify the didactic capabilities of digital technologies and their means to achieve modern educational results. Questions of a methodological nature are relevant due to the prediction and prevention of the emergence of pedagogical, didactic and methodological problems associated with the design of digital technologies for the organization of educational and cognitive activities of students. As part of solving the problem of presenting the main activities that are part of the ability to identify and justify the didactic potential of digital technologies, such an example of a component of educational results as the functional literacy of students is considered. To identify and substantiate the didactic potential of technologies and their means, a “coordinate system” is proposed, including a focus on highlighting the components of functional literacy components, the features of activities for the formation, development and diagnostics of the development of functional literacy components, as well as on the capabilities of digital technologies and their means of various didactic purposes. The proposed set of activities of a teacher (teacher) in the formation of the components of functional literacy is considered precisely in this “coordinate system”. Based on the option of establishing the correspondence of digital technologies with the components of functional literacy as the intersection of coordinates, a three-level gradation of the didactic potential of digital technologies is proposed, which provides additional opportunities for enrichment, including the digital educational environment. The inferential judgment is also connected with the idea of the universality of the proposed set of activities when oriented to other educational outcomes as well.
Key words: activity methodology; functional literacy; formation of functional literacy; components of functional literacy; digital technologies; digitalization of education; digital educational environment; educational outcomes; didactic potential; pupils

Для цитирования:

Слепухин, А. В. Методология выделения дидактического потенциала цифровых технологий для формирования функциональной грамотности у обучающихся средней школы / А. В. Слепухин, Л. В. Сардак, Н. Н. Якименко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №1. – С. 54-64. DOI 10.26170/2079-8717_2023_01_07.

For citation

Slepukhin, A. V., Sardak, L. V., Yakimenko, N. N. (2023). Methodology for Didactic Potential of Digital Technologies for Development of Functional Literacy Secondary School Students // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №1. – P. 54-64. DOI 10.26170/2079-8717_2023_01_07.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.