Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению теоретических и методико-технологических аспектов процесса формирования жанрово-стилевых представлений у обучающихся хореографического колледжа при обучении игре на музыкальном инструменте. В ней представлена методика, которая включает четыре базовых компонента педагогического процесса: целевой, теоретико-методологический, процессуально-содержательный и результативно-оценочный. Специфика предлагаемой методики заключается в комплексном освоении будущим хореографом категорий стиля и жанра: от накопления слуховых представлений (слушательская деятельность), изучения теории на перцептивно-мотивационном этапе, через сбор, анализ и оценку жанрово-стилевой специфики музыкального произведения (аналитическая деятельность) на когнитивно-аналитическом этапе, к воплощению знаний и навыков в собственной интерпретации с учетом его жанрово-стилевой специфики (исполнительская деятельность) на заключительном – рефлексивно-деятельностном этапе. Предложенная методика формирования жанрово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа отражает способы организации формирования профессиональной компетентности будущего хореографа и позволяет обосновать цели и содержание данного процесса при обучении игре на музыкальном инструменте (фортепиано); дает возможность разработать наиболее эффективные методы и формы работы, способствующие формированию понимания о взаимосвязанной целостности структуры стиля, накоплению понятийной, терминологической базы и слуховых представлений («слухового багажа»), выявлению социально-исторической обусловленности стиля, а также практическому претворению теоретических знаний о жанрах и стилях в своей музыкально-творческой деятельности.
Ключевые слова: жанрово-стилевые представления; обучение игре на музыкальных инструментах; музыкальные инструменты; музыкальная педагогика; хореографические колледжи; образовательный процесс
Abstract: The article is devoted to the consideration of theoretical and methodological and technological aspects of the process of formation of genre and style representations among students of the choreographic college when learning to play a musical instrument. It presents a methodology that includes four basic components of the pedagogical process: target, theoretical and methodological, procedural and substantive, and performance-evaluation. The specificity of the proposed technique consists in the complex development of the categories of style and genre by the future choreographer: from the accumulation of auditory representations (listening activity), the study of theory, at the perceptual-motivational stage, through the collection, analysis and evaluation of genre-style specifics of a musical work (analytical activity) at the cognitive-analytical stage, to the embodiment of knowledge and skills in his own interpretation, taking into account his genre-style specifics (performing activity) at the final – reflexive-activity stage. The proposed methodology for the formation of genre-style representations of students of the choreographic college reflects the ways of organizing the formation of professional competence of the future choreographer and allows to substantiate the goals and content of this process when learning to play a musical instrument (piano); to develop the most effective methods and forms of work that contribute to the formation of an understanding of the interrelated integrity of the style structure, the accumulation of conceptual, terminological base and auditory representations (“auditory baggage”), the identification of socio-historical conditionality of the style, as well as the practical implementation of theoretical knowledge about genres and styles in their musical and creative activities.
Key words: genre and style representations; learning to play musical instruments; musical instruments; musical pedagogy; choreographic colleges; educational process

Для цитирования:

Заболоцкая, А. В. Формирование жанрово-стилевых представлений у обучающихся хореографического колледжа / А. В. Заболоцкая. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 82-87.

For citation

Zabolotskaya, A. V. (2023). Formation of Genre and Style Representations of Students of the Choreographic College // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 82-87.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.