Файл статьи: PDF
Аннотация: Исследование посвящено проблеме результативности ведения проектной деятельности как формы промежуточной аттестации по дисциплинам гуманитарного цикла. Рассмотрена система организации текущей и промежуточной аттестации по базовым дисциплинам профильного цикла на примере практической реализации рабочей программы курса «Электронные ресурсы переводчика», являющегося обязательным подготовительным технологическим этапом написания выпускной работы. Актуальность темы обоснована необходимостью оптимизации процесса ведения проектной деятельности с позиции ее планирования и корректного распределения исследовательских действий по времени выполнения в течение семестра с учетом трудозатрат и возможностей дальнейшего практического применения. Выбор темы публикации обуславливается качественным повышением уровня владения студентами информационными технологиями, а также обязательным применением сформированных и усовершенствованных ИТ-компетенций в профессиональной деятельности, что мотивирует профессорско-преподавательский состав к созданию инновационных форм и методов контроля знаний. Предмет исследования – проектная деятельность студентов-лингвистов. Цель исследования – проанализировать процесс ведения проектной деятельности как формы промежуточной аттестации; сформулировать основные положения концепции модификации контента и формата аттестационного проекта; представить методику планирования проектной деятельности с применением информационных технологий. Методологию исследования составляют: синергетический подход к лингвистическим исследованиям в традиционном понимании в пересечении с использованием информационных технологий в проектной деятельности студентов, а также компаративный анализ аттестационных проектов студентов-лингвистов, разработанных в течение обучения по технологии смешанного типа в сопоставлении с аналогичными работами, созданными по представляемой методике в режиме аудиторных занятий и очных консультаций, с учетом исследовательских результатов. Теоретическая новизна исследования состоит в аргументированном обосновании концептуальных изменений в обучении проектной деятельности в современной педагогической практике, что нашло отражение в создании автором теоретической базы для разработки методики планирования проектной деятельности с применением информационных технологий посредством синергии научных подходов, применяемых в информатике и методике преподавания; практическая значимость работы заключается в возможности применения коллегами данной инновационной методики в организации и проведении промежуточной и итоговой аттестации посредством дидактических схем структуризации данных и этапов ведения проектной деятельности с применением информационных технологий.
Ключевые слова: проектная деятельность; технология обучения; метод проектов; итеративный подход; кластерный анализ; информационно-исследовательский проект; комплекс проектных действий; промежуточная аттестация; самосовершенствование; приобретение нового опыта
Abstract: The study is devoted to the problem of the effectiveness of project activities as a form of intermediate certification in the disciplines of the humanities cycle. The system of organizing current and intermediate certification in the basic disciplines of the profile cycle is considered on the example of the practical implementation of the work program of the course “Electronic Resources of a Translator”, which is an obligatory preparatory technological stage in writing a final work. The relevance of the topic is justified by the need to optimize the process of conducting project activities from the standpoint of its planning and the correct distribution of research activities in terms of execution time during the semester, taking into account labor costs and opportunities for further practical application. The choice of the topic of the publication is determined by a qualitative increase in the level of students’ knowledge of information technologies, as well as the mandatory use of formed and improved IT competencies in professional activities, which motivates the teaching staff to create innovative forms and methods of knowledge control. The subject of the research is the project activity of linguistic students. The purpose of the study is to analyze the process of conducting project activities as a form of intermediate certification; formulate the main provisions of the concept of content modification and the format of the certification project; present a methodology for planning project activities using information technology. The research methodology consists of: a synergistic approach to linguistic research in the traditional sense at the intersection with the use of information technology in the project activities of students, as well as a comparative analysis of attestation projects of linguistic students developed during training using a mixed technology in comparison with similar works created according to the presented methodology in the classroom and face-to-face consultations, taking into account research results. The theoretical novelty of the study lies in the reasoned substantiation of conceptual changes in teaching project activities in modern pedagogical practice, which is reflected in the creation by the author of a theoretical basis for developing a methodology for planning project activities using information technology through the synergy of scientific approaches used in computer science and teaching methods; the practical significance of the work lies in the possibility of colleagues using this innovative methodology in organizing and conducting intermediate and final certification through didactic data structuring schemes and stages of project activities using information technology.
Key words: project activity; learning technology; project method; interactive approach; cluster analysis; information and research project; a set of project activities; intermediate certification; self-improvement; gaining new experience

Для цитирования:

Гусева, А. Х. Концептуальные основы и практика преподавания по методике планирования проектной деятельности с применением информационных технологий / А. Х. Гусева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 71-81.

For citation

Guseva, A. H. (2023). Conceptual Foundations and Practice of Teaching According to the Method of Planning Project Activities Using Information Technologies // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 71-81.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.