Файл статьи: PDF
Аннотация: Большая часть управленческих, материальных ресурсов по борьбе с пандемией в период с марта 2020 года и по настоящее время сосредоточена на политическом уровне и направлена на то, чтобы взять ситуацию под контроль. Однако с точки зрения институционального управления школьными организационно-управленческими моделями в образовательных организациях не менее важно понимать и появление новых государственно-общественных структур в осуществлении защиты интересов и поддержки участников образовательных отношений. Пандемия повысила потребность в разработке адаптивных процессов защиты интересов населения в различных организациях не только школьного уровня. Исследовательский вопрос, лежащий в основе этой работы, заключался в следующем: какая роль государственно-общественных структур в образовательной организации в период пандемии осуществляется в обеспечении защиты интересов участников образовательных отношений? В этой связи актуализируется проблема по выявлению организационно-управленческих процессов в государственно-общественных структурах образовательных организаций по защите интересов участников образовательных отношений в школьных условиях в период пандемии. Используя методы изучения имеющихся научных источников на русском и иностранных языках, систематизации, периодизации, а также анализа официальных нормативно-правовых актов и документов, материалов СМИ, автор приходит к выводу, что положение роли государственно-общественных структур на школьном уровне по защите интересов и безопасности участников образовательных отношений в период пандемии остается менее изученным, что и является актуальной темой для исследований. В представленной статье автор предпринимает первую попытку формулировки определения понятия образовательной политики в период пандемии. Авторское видение цели государственно-общественного управления образованием в период пандемии как оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах участников образовательных отношений подробно рассматривается в исследовании. Рассмотрены задачи государственно-общественных структур в управлении, которые реализуются в период пандемии в школьной системе. Автором предложена концептуально новая структура государственно-общественного управления путем организации ситуационных центров при Управляющих советах в период пандемии. В данном исследовании автор значительно расширяет перечень существующих мер по обеспечению безопасных условий обучения для всех участников образовательных отношений в период пандемии, принятых органами государственно-общественного управления, что обуславливает практическую значимость. Эмпирическая часть исследования включала в себя анкетный опрос семей обучающихся школьников МБОУ СОШ № 25 г. Пензы им. В. П. Квышко и метод анализа статистических данных, официальных нормативно-правовых документов и актов и др. На момент написания статьи мир все еще находится под влиянием присутствия и дальнейшего распространения вируса, который превысил 100 миллионов случаев заболеваний и привел к более чем двум миллионам смертей во всем мире. Педагогической науке еще предстоит в полной мере осмыслить последствия и оценить эффективность предпринятых мер разными акторами государственно-общественного управления образованием в период пандемии. Данная статья является первой попыткой интерпретировать те актуальные общественные практики, которые государственно-общественные структуры образования выбрали для «преодоления» и мер взаимной поддержки участников образовательных отношений в период пандемии.
Ключевые слова: образовательные организации; пандемия; общественные структуры; государственно-общественное управление; общественный характер управления; управляющий совет; участники образовательных отношений; образовательный процесс; образовательная политика в период пандемии; меры поддержки участников образовательных отношений
Abstract: Most of the managerial and material resources to combat the pandemic in the period from March 2020 to the present are concentrated at the political level and aimed at bringing the situation under control. However, from the point of view of institutional management of school organizational and managerial models in educational organizations, it is equally important to understand the emergence of new state and public structures in the implementation of the protection of the interests and support of participants in educational relations. The pandemic has increased the need to develop adaptive processes for protecting the interests of the population in various organizations, not only at the school level. The research question underlying this work was as follows: what is the role of state and public structures in an educational organization during a pandemic in ensuring the protection of the interests of participants in educational relations? In this regard, the problem of identifying organizational and managerial processes in state and public structures of educational organizations to protect the interests of participants in educational relations in school conditions during the pandemic is being actualized. Using the methods of studying available scientific sources in Russian and foreign languages, systematization, periodization, as well as analysis of official legal acts and documents, media materials, the author comes to the conclusion that the position of the role of state and public structures at the school level to protect the interests and safety of participants in educational relations during the pandemic remains less studied, which is an actual topic for research. In the presented article, the author makes the first attempt to formulate the definition of the concept of educational policy during the pandemic. The author’s vision of the goal of state-public education management during the pandemic as an optimal combination of state and public principles in education management in the interests of participants in educational relations is considered in detail in the study. The tasks of state and public structures in management, which are implemented during the pandemic in the school system, are considered. The author proposes a conceptually new structure of state and public administration by organizing situational centers at Governing Councils during the pandemic. In this study, the author significantly expands the list of existing measures to ensure safe learning conditions for all participants in educational relations during the pandemic, adopted by state and public administration bodies, which determines the practical significance. The empirical part of the study included a questionnaire survey of families of students of Secondary School No. 25 of Penza named after V. P. Kvyshko and a method for analyzing statistical data, official regulatory documents and acts, etc. At the time of writing, the world is still under the influence of the presence and further spread of the virus, which has exceeded 100 million cases of diseases and led to more than two million deaths worldwide. Pedagogical science has yet to fully comprehend the consequences and evaluate the effectiveness of the measures taken by various actors of public administration of education during the pandemic. This article is the first attempt to interpret the actual public practices that state-public educational structures have chosen to “overcome” and measures of mutual support to participants in educational relations during the pandemic.
Key words: educational organizations; pandemic; public structures; state and public administration; public nature of management; governing council; participants in educational relations; educational process; educational policy during the pandemic; measures to support participants in educational relations

Для цитирования:

Шкуров, А. Ю. Роль государственно-общественных структур в период пандемии как института защиты интересов и поддержки участников образовательных отношений / А. Ю. Шкуров. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 58-66.

For citation

Shkurov, A. Yu. (2023). The Role of State and Public Structures During the Pandemic as an Institution for Protecting the Interests and Supporting Participants in Educational Relations // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 58-66.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.