Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования по выявлению эффективности использования интегративной компетентностно-модульной педагогической технологии формирования совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. Специфика деятельности по руководству транснациональным производственным коллективом обусловлена уникальностью кадрового состава бригад/отрядов/участков, в которых трудится большое число рабочих иностранных государств, приезжающих в нашу страну временно на заработки из соседних республик Центральной Азии. Успешное руководство такими бригадами возможно только при условии, что руководитель владеет совокупностью профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций. Авторами разработана и научно обоснована совокупность межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. В соответствии с нею была спроектирована интегративная педагогическая технология формирования профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций. Данная педагогическая технология апробирована и внедрена в процесс обучения по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в 2020–2023 гг. Целью исследования явилось подтверждение эффективности интегративной компетентностно-модульной технологии формирования совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа. В конце второго семестра первого курса с обучающимися проведен констатирующий эксперимент для выявления исходных уровней сформированности межкультурных коммуникативных компетенций. Оказалось, что две группы студентов по 51 и 52 человека владели достаточно низким и сопоставимым уровнем межкультурных коммуникативных компетенций по когнитивной, операциональной и деятельностной компонентам. В частности, на высоком, повышенном или базовом уровне этими компетенциями владели около трети выборки. Спустя полтора года применения разработанной интегративной компетентностно-модульной педагогической технологии проведен формирующий эксперимент. Установлено, что численность студентов экспериментальной группы, обучавшихся по инновационной педагогической технологии, овладевших этими компетенциями на высоком уровне, в 3 раза больше численности студентов контрольной группы, обучавшихся по традиционной педагогической технологии: 24% и 8% соответственно.
Ключевые слова: экспериментальные исследования; интегративные технологии; компетентностно-модульные технологии; студенты; строительные колледжи; профессиональные компетенции; межкультурные коммуникативные компетенции; педагогические технологии; учебные модули
Abstract: The article presents the results of the experimental research to reveal the effectiveness of using the integrative competence-module pedagogical technology of forming a set of professional intercultural communicative competences of the construction college students, who are trained to work in transnational construction companies. The specificity of activity in transnational production team management is caused by the uniqueness of staff composition of construction teams/teams/sections which employ a great number of foreign workers who come to our country temporarily for work from the neighboring Central Asian republics. It has been established that successful management of transnational production brigades/departments/ practices is possible only if the head of the brigade/department/practice has a set of professional intercultural communicative competences. The authors have developed and scientifically substantiated a set of intercultural communicative competences of construction college students trained to work in transnational construction companies. In accordance with it, the integrative pedagogical technology of forming professional intercultural communicative competences was designed. This pedagogical technology was tested and implemented in the process of training in the specialty “Construction and operation of buildings and structures” in 2020–2023. The purpose of this study was to identify and confirm the effectiveness of the integrative competence-module technology of forming a set of professional intercultural communicative competences in students of a construction college. At the end of the second semester of the 1st year students underwent a fact-finding experiment to identify the initial levels of formation of intercultural communicative competences. It turned out that two groups of students of 51 and 52 people each had a rather low and comparable level of intercultural communicative competences in cognitive, operational and activity components. In particular, about one third of the sample possessed these competences at a high, advanced or basic level. After a year and a half of application of the developed integrative competence-module pedagogical technology, the forming experiment was conducted. It was found that the number of students in the experimental group trained in the innovative pedagogical technology, who mastered these competences at a high level is 3 times more than the number of students in the control group trained in the traditional pedagogical technology: 24% and 8% respectively.
Key words: experimental studies; integrative technologies; competence-modular technologies; students; construction colleges; professional competencies; intercultural communicative competences; pedagogical technologies; training modules

Для цитирования:

Серяпина, Л. В. Экспериментальное исследование интегративной компетентностно-модульной технологии формирования у студентов строительного колледжа совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций / Л. В. Серяпина, В. Н. Михелькевич. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 113-122.

For citation

Seryapina L. V., Mikhelkevich V. N. (2023). Experimental Study of Integrative Competence-Module Technology for Building a Set of Professional Intercultural Communicative Competences in Construction College Students // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 113-122.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.