Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы формирования навыков и умений молодого специалиста, соответствующих уровню развития современного производства, и способности получать профессиональное образование с учетом развивающихся технологий для самореализации в профессиональной деятельности. Раскрыты способы использования компетентностного подхода в качестве одного из оснований концепции и инструмента ее практического воплощения. На основе анализа научных исследований по проблеме использования компетентностного подхода в экологическом образовании, изучения теории и методики правового образования конкретизировано понятие профессиональной готовности к реализации экологического права. Оно рассматривается нами как интегративное непрерывно развиваемое на всем протяжении жизни личностное качество, складывающееся в результате синтеза эколого-правовой компетенции, практического опыта в разрешении проблемных экологических ситуаций и индивидуальных качеств человека, выступающее регулятивом его поведения и деятельности в окружающей среде. Выявлены сущностные характеристики и социальные функции эколого-правовой компетентности, разработана ее понятийная матрица. Исходя из позиций концепции актуализации потенциала экологической деонтологии в образовательном процессе и идей компетентностного подхода разработана модель формирования эколого-правовой компетентности, представляющая собой динамическую структуру, включающую целевой, содержательный, операционально-технологический, оценочно-аналитический, коррекционный и результативный блоки, в содержании которых актуализирован потенциал экологической деонтологии. На основе теоретического анализа современных подходов к моделированию и структурированию содержания образования, с опорой на смешанную модель экологического образования и содержание экологической деонтологии разработаны новые способы компоновки содержания естественно-научного образования, предложена авторская система методических средств практической реализации разработанной концепции и модели формирования эколого-правовой компетентности и готовности реализовать экологическое право.
Ключевые слова: компетентностный подход; экологическая ответственность; экология; эколого-правовая компетентность; экологическое право; студенты; профессиональная готовность студентов; лесотехнические вузы
Abstract: The article deals with the problems of forming the skills and abilities of a young specialist, corresponding to the level of development of modern production, and the ability to receive professional education, taking into account developing technologies for self-realization in professional activities. The ways of using the competence-based approach as one of the foundations of the concept and a tool for its practical implementation are disclosed. Based on the analysis of scientific research on the problem of using the competence-based approach in environmental education, the study of the theory and methodology of legal education, the concept of professional readiness for the implementation of environmental law is concretized. We consider it as an integrative, continuously developing personal quality throughout life, which is formed as a result of the synthesis of environmental and legal competence, practical experience in resolving problematic environmental situations and individual qualities of a person, acting as a regulator of his behavior and activities in the environment. The essential characteristics and social functions of environmental and legal competence have been identified, and its conceptual matrix has been developed. Based on the positions of the concept of actualization of the potential of environmental deontology in the educational process and the ideas of the competency-based approach, a model for the formation of environmental and legal competence has been developed, which is a dynamic structure that includes target, content, operational-technological, evaluative-analytical, corrective and effective blocks, in the content of which it is updated potential of ecological deontology. On the basis of a theoretical analysis of modern approaches to modeling and structuring the content of education, based on a mixed model of environmental education and the content of environmental deontology, new ways of arranging the content of natural science education have been developed, an author’s system of methodological means for the practical implementation of the developed concept and model for the formation of environmental and legal competence and readiness implement environmental law.
Key words: competence approach; environmental responsibility; ecology; environmental and legal competence; environmental law; students; professional readiness of students; forestry universities

Для цитирования:

Маршев, К. В. Теоретическая модель профессиональной готовности студентов лесотехнического вуза к реализации экологического права / К. В. Маршев, Л. В. Моисеева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 105-112.

For citation

Marshev, K. V., Moiseeva, L. V. (2023). Theoretical Model of Professional Readiness of Students of the Forest Engineering University for the Implementation of Environmental Right // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 105-112.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.