Вам может быть интересно:
Архив журнала
Нелинейность взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности педагогов
- 343
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Непрерывная модернизация системы образования, повышающиеся профессиональные и личностные требования к педагогу, а также высокая напряженность и стрессогенность профессии педагога – все эти факторы обуславливают значение психологического здоровья и эмоциональной зрелости педагога для успешного выполнения профессиональных задач и избегания эмоционального выгорания. По мнению некоторых исследователей, одним из факторов, предупреждающих возникновение эмоционального выгорания, является развитый эмоциональный интеллект. Целью исследования стало определение характера взаимосвязи эмоционального интеллекта и
тревожности педагогов. Материал получен в ходе интернет-опроса 1 059 педагогов, осуществляющих свою деятельность в образовательных организациях разного уровня (школы, колледжи, вузы)
и проживающих в 7 субъектах Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся с
помощью двух стандартизированных психодиагностических методик посредством Google Forms. Это
интегративный тест тревожности (ИТТ) и тест «Эмоциональный интеллект» (The Mayer – Salovey –
Caruso Emotional Intelligence Test – MSCEIT v 2.0). Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа. Диагностика уровня тревожности педагогов показала, что личностная тревога преобладает над ситуативной, то есть у педагогов тревога проявляется в качестве фундаментальной личностной характеристики, а не ситуативной тревожности, а более всего педагоги устойчиво переживают за свое будущее (высокие показатели тревожной оценки
перспективы). В результате кластерного и сравнительного анализов были выявлены различия в показателях эмоционального интеллекта в группах респондентов с различным уровнем тревоги. В результате обработки данных было выявлено, что респонденты с более высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают пониженными показателями тревожности и демонстрируют большую эмоциональную устойчивость. Регрессионный анализ показал детерминацию личностной и
ситуативной тревожности компонентами эмоционального интеллекта в кластере с условно низким
уровнем тревожности, а в кластере с высокой тревожностью эмоциональный интеллект и его компоненты имеют существенно меньшее значение для регуляции проявления тревожности. В результате обработки эмпирических данных было статистически подтверждено, что педагоги зачастую
подвержены личностной тревоге как фундаментальному качеству личности. Экспериментально
были доказаны различия в показателях эмоционального интеллекта у педагогов с высоким и низким уровнем тревожности. Эмоциональный интеллект педагога, являясь социально обусловленным
и развиваемым ресурсом, может выступать инструментом снижения тревоги у педагога. А целенаправленное развитие еще на этапе получения педагогического образования отдельных компонентов эмоционального интеллекта позволяет предупреждать развитие тревожности
Ключевые слова: тревожность; эмоциональные состояния; эмоциональный интеллект; педагоги; эмоциональное выгорание; профессиональные деформации; психическое здоровье; педагогическая психология
Abstract: Continuous modernization of the education system, increasing professional and personal requirements to a teacher, as well as high tension and stressfulness of a teacher’s profession – all these factors determine the importance of psychological health and emotional maturity of a teacher for successful
performance of professional tasks and avoidance of emotional burnout. According to some researchers,
one of the factors preventing emotional burnout is a developed emotional intelligence. The aim of the study
was to define the interrelation of emotional intelligence and teachers’ anxiety. The material was obtained
through an Internet survey of 1 059 teachers, carrying out its activities in educational organizations of different levels (schools, colleges, and universities), and living in 7 regions of the Russian Federation.
The empirical data were collected using two standardized psychodiagnostic techniques through Google
Forms. These are the Integrative Anxiety Test (ITT) and the Mayer-Salovey – Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT v 2.0). The obtained data were processed using methods of mathematical and statistical analysis. Diagnosis of the level of teachers’ anxiety showed that personal anxiety prevails over situational anxiety, that is, teachers have anxiety as a fundamental personal characteristic, rather than situational anxiety, and most of all teachers are steadily worried about their future (high rates of anxiety assessment of the prospect). The cluster and comparative analyses revealed differences in the indicators of
emotional intelligence in the groups of respondents with different levels of anxiety. Because of data processing, it was revealed that respondents with a higher level of emotional intelligence have lower indicators
of anxiety and demonstrate greater emotional stability. Regression analysis showed a determination of
personal and situational anxiety by components of emotional intelligence in the cluster with conditionally
low levels of anxiety, and in the cluster with a high level of anxiety, emotional intelligence and its components
have significantly less importance in the regulation of anxiety. As a result of the processing of empirical data,
it was statistically confirmed that teachers are often subject to personal anxiety as a fundamental quality of
personality. Differences in the indicators of emotional intelligence in teachers with high and low levels of
anxiety were experimentally proved. Emotional intelligence of a teacher, being a socially conditioned and
developable resource, can act as a tool to reduce teacher anxiety. Targeted development of individual components of emotional intelligence at the stage of pedagogical education allows preventing the development
of anxiety
Key words: anxiety; emotional states; emotional intellect; teachers; emotional burnout; professional deformations; mental health; pedagogical psychology
Для цитирования:
Минюрова, С. А. Нелинейность взаимосвязи эмоционального интеллекта и
тревожности педагогов / С. А. Минюрова, Е. Ю. Брель, О. В. Кружкова, И. В. Воробьева, А. И. Матвеева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №3. – С. 199-207.
For citation
Minyurova, S. A., Brel, E. Yu., Kruzhkova, O. V., Vorobyeva, I. V., Matveeva, A. I. (2023).
The Nonlinearity of the Relationship between Emotional Intelligence and Anxiety of Teachers // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №3. – P. 199-207.