Вам может быть интересно:
Архив журнала
Полихудожественные задания на уроках о китайской музыке в 1–2-х классах российской общеобразовательной школы
- 255
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема разработки содержания и методического обеспечения уроков, посвященных музыке Китая (блок «Е» в составе модуля № 3 «Музыка
народов мира» Примерной рабочей программы «Музыка», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2021 г.). Целью статьи являются теоретическое обоснование и освещение опыта использования полихудожественных заданий на уроках о
китайской музыке в 1–2-х классах российской общеобразовательной школы. Потенциал полихудожественного подхода находит осмысление в контексте синкретичной художественной культуры Китая, где музыка неразрывно связана с другими видами искусства, а также в соответствии с едиными
установками образовательных систем России и Китая на интеграцию и синтез искусств. Для уроков
музыки определены три элемента музыкальной культуры Китая, наиболее ярко демонстрирующие
ее своеобразие: пентатоника – интонационная основа китайской музыки; китайские народные музыкальные инструменты; пекинская опера – самобытное музыкально-театральное искусство. Излагается содержание полихудожественных заданий пяти видов: сопоставление художественных образов одного и того же явления в различных видах искусства; взаимосвязь музыки и движения; написание иероглифов; декорирование народного музыкального инструмента; раскрашивание маски
персонажа пекинской оперы. Описывается деятельность школьников по освоению элементов китайской музыкальной культуры в процессе выполнения полихудожественных заданий, приводятся
количественные результаты. Отмечаются сложности, возникшие у школьников при выполнении
задания по раскрашиванию маски персонажа пекинской оперы, вызванные существенными различиями символических значений цвета в культурах России и Китая. Представлены результаты анализа теоретических аспектов возникшей проблемы: использование масок различного цвета для передачи характеров персонажей пекинской оперы; особенности символики цвета в русской и китайской культурах; традиции развития восприятия цвета у детей в российской педагогике. Описываются результаты выполнения школьниками скорректированного полихудожественного задания по
раскрашиванию маски персонажа пекинской оперы. Определяются перспективы продолжения разработки полихудожественных заданий для приобщения российских школьников к музыкальной
культуре Китая
Ключевые слова: полихудожественный подход; полихудожественные задания; китайская музыка; уроки музыки; методика преподавания музыки; начальное обучение музыке; начальная школа; младшие школьники; китайская музыкальная культура; образовательный процесс
Abstract: The article deals with the actual problem of developing the content and methodological support of lessons devoted to the music of China (block “E” as part of module No. 3 “Music of the peoples of
the world” of the Approximate work program “Music”, developed in accordance with the Federal State
Educational Standard 2021). The purpose of the article is a theoretical substantiation and coverage of the
experience of using polyartistic tasks in the lessons about Chinese music in the first and second grades of
the Russian general education school. The potential of the polyartistic approach finds reflection in the context of the syncretic artistic culture of China, where music is inextricably linked with other types of art, as
well as in accordance with the common guidelines of the educational systems of Russia and China for the
integration and synthesis of the arts. For music lessons, three elements of the musical culture of China are
identified, which most clearly demonstrate its originality: pentatonic scale – the intonational basis of Chinese music; Chinese folk musical instruments; Peking Opera is an original musical and theatrical art.
The content of polyartistic tasks of five types is outlined: comparison of artistic images of the same phenomenon in various types of art; relationship between music and movement; writing hieroglyphs; decorating
a folk musical instrument; coloring the mask of the Peking Opera character. The activity of schoolchildren
in mastering the elements of Chinese musical culture in the process of performing polyartistic tasks is described, and quantitative results are given. The difficulties encountered by schoolchildren in the task of
painting the mask of a Peking Opera character, caused by significant differences in the symbolic meanings
of color in the cultures of Russia and China, are noted. The results of the analysis of the theoretical aspects
of the problem that has arisen are presented: the use of masks of various colors to convey the characters of
the Peking Opera characters; features of color symbolism in Russian and Chinese cultures; traditions of the
development of color perception in children in Russian pedagogy. The results of the schoolchildren’s performance of the corrected polyart task for painting the mask of the Peking Opera character are described.
The prospects of continuing the development of polyartistic tasks for introducing Russian schoolchildren
to the musical culture of China are determined
Key words: polyartistic approach; polyart tasks; Chinese music; music lessons; music teaching methodology; initial music education; Primary School; younger students; Chinese musical culture; educational process
Для цитирования:
Ян, Бо. Полихудожественные задания на уроках о китайской музыке в 1–2-х
классах российской общеобразовательной школы / Ян Бо. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №3. – С. 109-117.
For citation
Yang, Bo. (2023). Polyartistic Tasks in the Lessons about Chinese Music in the 1st–2nd
Grades of the Russian Secondary School // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №3. – P. 109-117.