Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальной является проблема совершенствования и развития композиционного мышления у студентов колледжей, обучающихся по направлению «Дизайн». Это связано с тем, что для успешной реализации любого творческого замысла необходимо уметь передать композицию. Именно композиция является основой любого художественно-творческого произведения, дизайнерского проекта. Кроме того, важно выработать у учащихся универсальные компетенции, которые необходимы специалисту в любой сфере, к примеру коммуникативные навыки. Важно развивать самостоятельность, креативный подход. Создание композиции не содержит каких-либо готовых решений. Для того чтобы сформировать у студентов профессиональные компетенции по направлению «Дизайн», важно в первую очередь сформировать у них композиционное мышление. В формировании композиционного мышления участвуют как эмпирические ощущения (кинестетические или проприорецептивные и экстерорецептивные, в частности зрительные), так и лексико-семантические понятия (в форме слов и определений). Предполагается, что в процессе создания композиции произведения студенты должны проявлять самостоятельность и творческий подход, самостоятельно осуществлять поиск наиболее эффективных средств и методов, которые позволят раскрыть авторскую индивидуальность, выразить тончайшие нюансы авторского замысла и творческого подхода. Универсальным способом, который позволит решить указанные проблемы комплексно, является организация коллективной художественной деятельности, направленной на формирование композиционного мышления у студентов. Начинать обучение необходимо с объяснительно-иллюстративного метода, в рамках которого учащиеся получают теоретические знания. Затем возможен переход к репродуктивному методу, когда учащиеся выполняют работу по образцу. Затем следует задействовать метод проблемного изложения, эвристический метод. Это создает основу для перехода к исследовательскому методу, в рамках которого доля самостоятельной работы максимальна.
Ключевые слова: композиционное мышление; художественные навыки; коллективная деятельность; активные методы; творческий подход
Abstract: The problem of improving and developing compositional thinking among college students studying in the direction of “Design” is relevant. This is due to the fact that for the successful implementation of any creative idea, it is necessary to be able to convey the composition. It is the composition that is the basis of any artistic and creative work, design project. In addition, it is important to develop in students universal competencies that are necessary for a specialist in any field, for example, communication skills. It is important to develop independence, a creative approach. Creation compositions do not contain any ready-made solutions. In order to form students’ professional competencies in the direction of “Design”, it is important, first of all, to form their compositional thinking. Both empirical sensations (kinesthetic or proprioceptive, and exteroceptive, in particular visual) and lexico-semantic concepts (in the form of words and definitions) participate in the formation of compositional thinking. It is assumed that in the process of creating a composition of a work, students must show independence and creativity, must independently search for the most effective means and methods that will reveal the author’s individuality, allow expressing the finest nuances of the author’s intention and creative approach. A universal way that will allow solving these problems in a complex way is the organization of collective artistic activity aimed at the formation of compositional thinking among students. It is necessary to start training with an explanatory and illustrative method, in which students receive theoretical knowledge. Then, a transition to the reproductive method is possible, when students perform work according to the model. Then you should use the method of problem presentation, the heuristic method. This creates the basis for the transition to the research method, within which the proportion of independent work is maximized.
Key words: compositional thinking; artistic skills; collective activity; active methods; creative approach

Для цитирования:

Гончаров, М. Н. Формирование композиционного мышления у студентов колледжа в процессе коллективной художественной деятельности / М. Н. Гончаров. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №4. – С. 62-69.

For citation

Goncharov, M. N. (2023). Formation of Compositional Thinking among College Students in the Process of Collective Artistic Activity // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №4. – P. 62-69.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.