Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье приведено педагогическое исследование в виде практического опыта по повышению мотивации к изучению математики у обучающихся по инженерным направлениям подготовки аграрного профиля. У первокурсников отсутствует понимание необходимости изучения математики как универсальной базовой науки, ее практической значимости в будущей профессиональной деятельности. Бывшие школьники обладают математической тревожностью, что является блокирующим фактором для познания математики. Отсюда возникает проблема: как мотивировать слабо подготовленных абитуриентов к изучению математики? Роль математики для будущих инженеров заключается в развитии инженерного мышления и подготовке их к восприятию теоретического и практического материала профильных технических дисциплин. В исследовании приняли участие 143 обучающихся трех направлений подготовки инженерного профиля. Были поставлены следующие задачи: 1) повысить мотивацию к изучению математики и снизить порог математической тревожности у обучающихся первых курсов; 2) подготовить обучающихся к восприятию математики как междисциплинарной науки и фундамента инженерных наук посредством контекстного обучения; 3) показать обучающимся неформализованность математических задач. Методология педагогического исследования представляет собой систему включения следующих позиций: – изучение источников развития педагогического знания (Л. М. Фридман, Я. И. Груденов, А. К. Маркова, Л. Д. Кудрявцев, Л. А. Ясюкова и др.); – главная функция: методы определения стратегии научного познания, направленные и предопределяющие основной путь достижения конкретной цели; – основные подходы: системный, практико-ориентированный, деятельностный; – статья содержит педагогическое исследование в виде практической опытно-поисковой работы по повышению мотивации к изучению математики у обучающихся по инженерным направлениям подготовки аграрного профиля; – выделены проблема, объект (педагогический процесс), предмет (преподавание математики обучающимся инженерных направлений подготовки), цель и поставлены задачи исследования; – методами исследования являются опросы, наблюдения, сравнения, эксперимент, предварительные исследования, заключительные исследования, моделирование при прочих равных условиях и др.; – результаты исследования представлены в поэтапных выводах и в выводах заключительной части статьи.
Ключевые слова: математика; методика преподавания математики; методика математики в вузе; учебная мотивация; контекстное обучение; студенты; подготовка инженеров; технические дисциплины; критическое мышление; математическая грамотность
Abstract: This article presents a pedagogical study in the form of practical experience to increase motivation to study mathematics among students in engineering areas of agricultural profile training. 1st year students lack an understanding of the need to study mathematics as a universal basic science, its practical significance in future professional activity. Former schoolchildren have mathematical anxiety, which is a blocking factor for learning mathematics. Hence the problem arises: how to motivate poorly prepared applicants to study mathematics? The role of mathematics for future engineers is to develop engineering thinking and prepare them for the perception of theoretical and practical material of specialized technical disciplines. Hence the problem arises: how to motivate poorly prepared applicants to study mathematics? The role of mathematics for future engineers is to develop engineering thinking and prepare them for the perception of theoretical and practical material of specialized technical disciplines. The study involved 143 students in three areas of engineering training. The following tasks were set: 1) to increase motivation to study mathematics and reduce the threshold of mathematical anxiety among 1st year students; 2) to training students for the perception of mathematics as an interdisciplinary science and the foundation of engineering sciences through contextual learning; 3) to show students the informality of mathematical problems. The methodology of pedagogical research is a system of including the following positions: – study of the sources of development of pedagogical knowledge (L. M. Fridman, Ya. I. Grudenov, A. K. Markova, L. D. Kudryavtsev, L. A. Yasyukova, etc.); – main function: methods for determining the strategy of scientific knowledge, directed and pre-determining the main way to achieve a specific goal; – main approaches: systemic, practice-oriented, activity-based; – the article contains a pedagogical study in the form of practical experimental and search work to increase the motivation to study mathematics among students in engineering areas of agricultural training; – the problem, the object (pedagogical process), the subject (teaching mathematics to students of engineering areas of training), the purpose and objectives of the study are identified; – research methods are surveys, observations, comparisons, experiment, preliminary studies, final studies, modeling, all other things being equal, etc.; – the results of the study are presented in the step-by-step conclusions and in the conclusions of the final part of the article.
Key words: mathematics; methods of teaching mathematics; methodology of mathematics at the university; learning motivation; contextual learning; students; training of engineers; technical disciplines; critical thinking; mathematical literacy

Для цитирования:

Пачикова, Л. П. Повышение мотивации к изучению математики у будущих инженеров аграрного профиля / Л. П. Пачикова, Н. Н. Мальчукова, С. В. Куликова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №4. – С. 94-102.

For citation

Pachikova, L. P., Malchukova, N. N., Kulikova, S. V. (2023). Increasing of Motivation to Study Mathematics from Future Agricultural Engineers // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №4. – P. 94-102.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.