Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье раскрываются особенности формирования у детей младшего школьного возраста информационной функциональной грамотности в процессе обучения математике. Целью статьи является представление разнообразных средств, направленных на формирование информационной грамотности у младших школьников в процессе обучения математике. В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация фактов. Авторы отмечают, что понятие «информационная грамотность» необходимо рассматривать во взаимосвязи с такими понятиями, как «информационная культура», «информационная компетентность», «информационные умения». Под информационными умениями авторы понимают освоенные обучающимися способы выполнения действий с информацией (поиск, преобразование, использование, оценка), обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний. В статье уточняется структура информационных умений. Авторы выделяют в структуре такие умения, как информационно-поисковые и информационно-аналитические. Формирование информационной грамотности авторы предлагают вести поэтапно, выделяя мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный этапы. В статье приведены примеры использования разнообразных средств формирования информационной грамотности в процессе обучения математике в начальной школе: учебные задачи, которые предполагают выполнение заданий на преобразование информации из одной формы в другую, для формирования поисковых умений, умения аргументировать, контекстные задачи, проекты, обучающие цифровые тренажеры. Новизна исследования: разработан новый подход к формированию у младших школьников информационной грамотности, основанный на использовании как активных, так и интерактивных средств обучения математике. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов при организации процесса обучения математике
Ключевые слова: информационная культура; информационная компетентность; информационная грамотность; информационные умения; информационные технологии; структура информационных умений; начальная школа; младшие школьники; начальное обучение математике; цифровые тренажеры
Abstract: This article reveals the features of the formation of information functional literacy in primary school children in the process of teaching mathematics. The purpose of the article is to present a variety of tools aimed at the formation of information literacy among younger schoolchildren in the process of teaching mathematics. In the course of the study, theoretical methods were used: analysis, synthesis, generalization, comparison and interpretation of facts. The authors note that the concept of “information literacy” should be considered in conjunction with such concepts as “information culture”, “information competence”, “information skills”. By information skills, the authors understand the ways of performing actions with information mastered by students (search, transformation, use, evaluation), provided by the totality of acquired knowledge. The article clarifies the structure of information skills. The authors distinguish in the structure such skills as information-search and information-analytical. The authors propose to conduct the formation of information literacy in stages, highlighting motivational, cognitive, activity and reflexive stages. The article provides examples of the use of various means of forming information literacy in the process of teaching mathematics in elementary school: educational tasks that involve performing tasks for converting information from one form to another, for the formation of search skills, the ability to argue, contextual tasks, projects, training digital simulators. The novelty of the research: a new approach to the formation of information literacy among young schoolchildren has been developed, based on the use of both active and interactive means of teaching mathematics. The obtained results can be used in the practice of primary school teachers in organizing the process of teaching mathematics
Key words: information culture; information competence; information literacy; information skills; Information Technology; structure of information skills; Primary School; younger schoolchildren; primary mathematics education; digital simulators

Для цитирования:

Воронина, Л. В. Формирование информационной грамотности в процессе обучения математике / Л. В. Воронина, В. В. Артемьева, Е. А. Утюмова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5 .

For citation

Voronina, L. V., Artemeva, V. V., Utyumova, E. A. (2023). Formation of Information Literacy in the Process of Teaching Mathematics // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.