Файл статьи: PDF
Аннотация: Представленное исследование направлено на решение проблемы определения методологических оснований деятельности по формированию информационно безопасного поведения подростков в современной школе. Это является одной из наиболее актуальных задач современной педагогической науки и практики образования, что вызвано рядом причин: во-первых, ростом числа угроз для психического и физического здоровья подростков в условиях всеобщей информатизации и компьютеризации; во-вторых, недостаточной разработанностью и обоснованностью психолого-педагогических условий формирования информационно безопасной среды для воспитания и обучения детей и подростков в современных образовательных учреждениях. Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью формирования информационно безопасного поведения подростков в современной школе и недостаточной изученностью вопросов методологических оснований данного процесса. Указанное противоречие обуславливает проблему настоящего исследования – каковы методологические основания формирования информационно безопасного поведения подростков в современной школе. Исходя из актуальности проблемы, цель представленного исследования сформулирована как выявление и обоснование методологических принципов и подходов формирования информационно безопасного поведения подростков в современной школе. Для достижения указанной цели применялись методы теоретического анализа и синтеза литературы по теме исследования, обобщения и систематизации полученных данных. Полученные авторами в ходе исследования результаты позволяют говорить о целесообразности использования принципов целостности, гуманизма и воспитывающего обучения, а также системнодеятельностного, аксиологического и личностно ориентированного подходов, логично реализуемых в компонентах технологии формирования основ информационно безопасного поведения подростков: актуализации и ознакомления, понимания и преобразования, применения и принятия, анализа и синтеза, рефлексии. Научная новизна проявилась при анализе источников, связанных с направленностью предпринятого исследования, и вытекает непосредственно из недостаточной разработанности методологических оснований, а именно принципов и подходов формирования основ информационно безопасного поведения подростков в современной школе. Практическая значимость результатов заключается в соотнесении выявленных и обоснованных методологических оснований с компонентами технологии, которая может быть использована для решения исследуемой проблемы в современной школе
Ключевые слова: информационная безопасность; информационно безопасное поведение; подростки; методологические принципы; принцип целостности; принцип гуманизма; принцип воспитывающего обучения; методологический подход; аксиологический подход; системнодеятельностный подход; личностно-ориентированный подход; информационно безопасная среда; общеобразовательные учебные заведения
Abstract: The presented study is aimed at solving the problem of determining the methodological foundations of activities for the formation of information-safe behavior of adolescents in a modern school. This is one of the most urgent tasks of modern pedagogical science and the practice of education, which is caused by a number of reasons: firstly, the growing number of threats to the mental and physical health of adolescents in the context of universal informatization and computerization; secondly, the insufficient development and validity of the psychological and pedagogical conditions for the formation of an information-safe environment for the upbringing and education of children and adolescents in modern educational institutions. Thus, a contradiction is revealed between the need to form information-safe behavior of adolescents in a modern school and insufficient knowledge of the issues of the methodological foundations of this process. This contradiction causes the problem of this study – what are the methodological foundations for the formation of information-safe behavior of adolescents in a modern school. Based on the relevance of the problem, the purpose of the presented study is formulated as the identification and substantiation of methodological principles and approaches to the formation of information-safe behavior of adolescents in a modern school. To achieve this goal, methods of theoretical analysis and synthesis of literature on the topic of research, generalization and systematization of the data obtained were used. The results obtained by the authors in the course of the study allow us to speak about the expediency of using the principles of integrity, humanism and nurturing education, as well as system-activity, axiological and person-centered approaches, logically implemented in the components of the technology for forming the foundations of information-safe behavior of adolescents: updating and familiarization, understanding and transformation, application and acceptance, analysis and synthesis, reflection. Scientific novelty manifested itself in the analysis of sources related to the direction of the undertaken research and follows directly from the insufficient development of methodological foundations, namely the principles and approaches, the formation of the foundations of informationally safe behavior of adolescents in a modern school. The practical significance of the results lies in the correlation of the identified and substantiated methodological foundations with the components of technology that can be used to solve the problem under study in a modern school
Key words: Information Security; information-safe behavior; teenagers; methodological principles; principle of integrity; the principle of humanism; principle of educational training; methodological approach; axiological approach; system-activity approach; person-centered approach; information secure environment; general education institutions

Для цитирования:

Ефимов, В. Н. Методологические основания формирования информационно безопасного поведения подростков в современной школе / В. Н. Ефимов, Т. С. Дорохова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5. – С. 62-69.

For citation

Efimov, V. N., Dorokhova, T. S. (2023). Methodological Basis for the Formation of Information-Safe Behavior of Adolescents in a Modern School // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5. – P. 62-69.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.