Архив журнала
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ
- 440
- Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена теоретическим и правовым вопросам, связанным с толкованием и
соотношением понятий «предупреждение правонарушений», «профилактика правонарушений»,
выделением элементов, составляющих предмет профилактики правонарушений. Особое внимание
уделено выявлению сущности, механизмов, принципов, видов и форм профилактики правонарушений и изучению современного законодательства профилактической деятельности в студенческой среде.
Метод теоретического анализа позволил соотнести понятия «профилактика правонарушений» и
«предупреждение правонарушений», рассматриваемые в научной литературе как равнозначные.
Метод междисциплинарного анализа позволил проанализировать понятие «профилактика правонарушения» с разных научных позиций. Метод правового анализа дал возможность уточнить совокупность субъектов профилактики правонарушений. С помощью метода исторического анализа
выделены изменения в отношении государства и общества к проблеме профилактики правонарушений в различные исторические периоды.
В результате исследования определено, что понятие «профилактика правонарушений» носит междисциплинарный и комплексный характер и включает в себя: 1) вид социальной практики; 2) вид
деятельности, направленной на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств их совершения; 3) направление деятельности властных субъектов и общественных объединений; 4) систему общих предохранительных мер. Определены два подхода к анализу понятийного аппарата системы профилактики правонарушений в студенческой среде: 1) понятия «профилактика», «предупреждение» и «предотвращение» идентичны, суть заключается в принятии мер
предупредительного характера; 2) профилактика – это ранний начальный этап любой предупредительной деятельности. Выделены элементы предмета профилактики: 1) совокупность субъектов;
2) принципы построения профилактической работы; 3) формы профилактического воздействия;
4) координация деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений против общественного порядка и деятельности государства. Установлено, что профилактика правонарушений в студенческой среде выступает особым видом социальной практики и деятельности вуза, а
также одним из направлений деятельности органов власти, устанавливающих правила профилактического воздействия в системе образования
Ключевые слова: правонарушения студентов; профилактика правонарушений; предупреждение правонарушений; принципы профилактики правонарушений; виды профилактики правонарушений; формы профилактического воздействия; студенты; профилактические мероприятия; делинквентное поведение
Abstract: The article is devoted to theoretical and legal issues related to the interpretation and correlation of the concepts of “crime prevention”, “prevention of offenses”, definition of the elements that make
up the subject of crime prevention. Special attention is paid to the identification of the essentiality, mechanisms, principles, types and forms of crime prevention and the study of modern legislation of preventive
activities in the student environment.
The method of theoretical analysis allowed us to correlate the concepts of “crime prevention” and “prevention of offenses”, considered in the scientific literature as equivalent. The method of interdisciplinary analysis
made it possible to analyze the concept of “crime prevention” from different scientific positions. The method
of legal analysis made it possible to clarify the totality of subjects of crime prevention. Using the method of
historical analysis, the changes in the attitude of the state and society to the problem of crime prevention in
various historical periods are highlighted.
As a result of the research, it was determined that the concept of “crime prevention” is interdisciplinary
and complex and includes: 1) the type of social practice; 2) the type of activity aimed at identifying and
eliminating the causes of offenses, conditions and circumstances of their commission; 3) the direction of
activity of government entities and public associations; 4) the system of general protective measures. Two
approaches to the analysis of the conceptual apparatus of the system of crime prevention in the student environment are defined: 1) the concepts of “crime prevention”, “prevention of offenses” and “suppressions”
are identical, the essence is to take preventive measures; 2) prevention is an early initial stage of any preventive activity. The elements of the subject of prevention are highlighted: 1) a collectivity of subjects;
2) principles of preventive work; 3) forms of preventive impact; 4) coordination of activities and monitoring
in the field of prevention of offenses against public order and state activities. It is established that the
“crime prevention” among students is a special type of social practice and activity of the university, as well
as one of the activities of the authorities that establish the rules of preventive impact in the education system
Key words: student offenses; crime prevention; crime prevention; principles of crime prevention; types
of crime prevention; forms of preventive influence; students; preventive actions; delinquent behavior
Для цитирования:
Лопаева, Н. С. Система профилактики правонарушений в студенческой среде: основные понятия и подходы / Н. С. Лопаева, Т. М. Резер. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5. – С. 35-50.
For citation
Lopaeva, N. S., Rezer, T. M. (2023). The System of Crime Prevention in the Student Environment: Basic Concepts and Approaches // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5. – P. 35-50.