Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье поднимается вопрос об использовании искусственного интеллекта в образовательной деятельности, в частности – в практике преподавания русского языка как иностранного. Подчеркивается, что искусственный интеллект становится все более важным элементом сферы образования и науки, поскольку он предоставляет множество преимуществ и новых возможностей: искусственный интеллект способен автоматизировать многие рутинные задачи, обеспечивать персонализированные услуги, в том числе в образовании, стимулировать инновации, обрабатывать большие объемы данных, а также создавать приложения и устройства, улучшающие качество образования. Также искусственный интеллект способствует совершенствованию методов обучения, позволяет создавать виртуальные лаборатории и симуляции для создания экспериментальных моделей обучения, содействует научным исследованиям, ускоряя процессы обработки данных и выявляя некоторые закономерности в системе анализируемых явлений, повышает уровень доступности образовательных ресурсов для студентов с разными потребностями. Отмечаются также ограничения и риски в использовании искусственного интеллекта в образовательной деятельности, связанные с возможной утратой у студентов некоторых компетенций, заменой человеческой креативности в решении практических задач. Обсуждается также этический аспект, включающий возможное нарушение авторских прав и конфиденциальности данных, потенциальную угрозу сокращения рабочих мест из-за автоматизации учебных процессов. Определяются возможности и ограничения искусственного интеллекта (на примере ChatCPT) в его применении при создании учебных материалов по русскому языку как иностранному. Делается вывод о том, что искусственный интеллект, несмотря на некоторые ограничения и возможные риски, продолжает демонстрировать свой потенциал как инструмент, который может содействовать совершенствованию процесса обучения иностранным языкам при условии рационального и профессионального его использования
Ключевые слова: искусственный интеллект; РКИ; русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; информатизация образования; информационные технологии; информационная образовательная среда; лингвистическое образование; студенты
Abstract: The article discusses the use of artificial intelligence in educational activities, in particular – in the practice of teaching Russian as a foreign language. It emphasizes that artificial intelligence is becoming an increasingly important element of education and science as it provides many advantages and new opportunities: artificial intelligence can automate many routine tasks, provide personalized services in education, stimulate innovation, process large amounts of data as well as create applications and devices improving the quality of education. Artificial intelligence also contributes to improving teaching methods, allows to create virtual laboratories and simulations to build experimental models of learning, facilitates scientific research by accelerating data processing and identifying certain patterns in the system of analyzed phenomena, increases the level of accessibility of educational resources for students with different needs. The article also provides limitations and risks in the use of artificial intelligence in educational activities mainly associated with the possible loss of some competencies in students, replacing human creativity in solving practical problems. The ethical aspect is also discussed, including the possible violation of copyright and data confidentiality, potential threat to jobs due to the automation of learning processes. The possibilities and limitations of artificial intelligence (on the example of ChatGPT) in creating teaching materials for Russian as a foreign language are identified. The authors come to the conclusion that artificial intelligence despite some limitations and possible risks, demonstrates its potential as a tool improving the process of teaching foreign languages provided it is used rationally and professionally
Key words: artificial intelligence; Russian as a foreign language; methods of teaching the Russian language; methods of the Russian language at university; informatization of education; Information Technology; information educational environment; linguistic education; students

Для цитирования:

Дзюба, Е. В. Искусственный интеллект в методике обучения русскому языку как иностранному / Е. В. Дзюба, С. А. Еремина, Е. В. Мушенко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 178-189.

For citation

Dziuba, E. V., Eremina, S. A., Mushenko, E. V. (2023). Artificial Intelligence in the Methodology of Teaching Russian as a Foreign Language // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 178-189.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.