Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обсуждаются понятия цифровой культуры и цифровой компетенции. Цифровая культура определяется как интегральная характеристика, определяющая содержание и способы взаимодействия человека с цифровой техносредой и раскрывающая материальную и духовную, процессуальную и результативную составляющие данного взаимодействия. Обосновывается важность формирования цифровой культуры студентов (как результат специальной подготовки в рамках различных учебных дисциплин), уровень которой определяется: 1) системой цифровых аппаратных и программных компонент, с которыми взаимодействует человек в силу своих профессиональных обязанностей и личных интересов; 2) уровнем знаний о цифровых технологиях (как компонента цифровой грамотности) с точки зрения их полноты, системности и обобщенности, функциональности; 3) накопленным опытом технической деятельности с учетом ее видового разнообразия и сложности, определяемым особенностями той составляющей цифровой техносреды, с которой взаимодействует человек; 4) уровнем развития взаимодействий «человек (общество)  цифровая техносреда  природа»; 5) менталитетом личности. Разработаны основные принципы формирования цифровых компетенций («Применяет принципы и основы алгоритмизации», «Применяет языки программирования для решения профессиональных задач»), описана модель их формирования у студентов не ИТ-направлений в области анализа данных средствами библиотек языка программирования Python. Выделены соответствующие критерии результативности обучения. Описаны данные опытно-поисковой работы, в рамках которой апробировалась методика обучения
Ключевые слова: информатика; методика преподавания информатики; методы обучения; цифровые компетенции; цифровая грамотность; цифровая культура; цифровые технологии; студенты; образовательные проекты; цифровая кафедра
Abstract: The article discusses the concepts of digital competencies and digital personal culture. The latter is defined as an integral characteristic that determines the content and methods of human interaction with the digital technological environment and reveals the material and spiritual, procedural and effective components of this interaction. The importance of forming a digital culture of students is substantiated (as a result of special training within various academic disciplines), the level of which is determined by: 1) the system of digital hardware and software components with which a person interacts due to his professional duties and personal interests; owls; 2) the level of knowledge about digital technologies (as a component of digital literacy), in terms of their completeness, systematicity and generality, functionality; 3) the accumulated experience of technical activity, taking into account its species diversity and complexity, determined by the characteristics of the component of the digital technological environment with which a person interacts; 4) the level of development of interactions “human (society)  digital techno environment  nature”; 5) the mentality of the individual. The basic principles for the formation of digital competencies have been developed, and a model for their formation among non-IT students in the field of data analysis using Python programming language libraries has been described. The corresponding criteria for the effectiveness of training are identified. The data of the experimental search work within the framework of which the teaching methodology was tested is described
Key words: Informatics; methods of teaching computer science; teaching methods; digital competencies; digital literacy; digital culture; digital technologies; students; educational projects; digital department

Для цитирования:

Ильин, И. В. Практика формирования цифровых компетенций у студентов не ИТ-направлений в рамках проекта «Цифровая кафедра» / И. В. Ильин, А. Ф. Кузаев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 190-198.

For citation

Ilyin, I. V., Kuzaev, A. F. (2023). The Practice of Forming Digital Competencies in Non-IT Students Within the “Digital Department” Project // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 190-198.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.