Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность проблемы исследования грамматического строя речи у первоклассников-инофонов связана с трудностями понимания и воспроизведения русского языка в условиях обучения в общеобразовательной школе. Русскоязычная среда способствует довольно быстрому пополнению словарного запаса учащихся-инофонов, но наличие грамматических ошибок сопровождает речь учащихся продолжительное время и требует специального внимания. Целью работы являются подготовка и проведение исследования по определению уровня сформированности грамматической компетенции в устной речи первоклассников-инофонов, а также выявление затруднений в правильном употреблении грамматических конструкций русского языка. В соответствии с поставленной целью использовались методы анализа научно-методической литературы, диагностического тестирования, количественной и качественной обработки результатов, описательный метод. Определен грамматический минимум, разработаны тестовые задания и стимульный диагностический материал для выявления сформированности грамматического строя речи учащихсяинофонов, что является научной новизной в организации процесса диагностики грамматической компетенции первоклассников-инофонов. В результате исследования были выявлены наиболее трудные грамматические темы, такие как Понимание и употребление предлогов, Употребление притяжательных местоимений, Согласование прилагательных с существительными и Согласование числительных с существительными, которым следует уделить внимание на протяжении всего учебного года. Исследование грамматической компетенции первоклассников-инофонов является необходимой научно-практической областью в методике преподавания неродного языка детям мигрантов и могло бы способствовать созданию стандартизированной диагностической процедуры, позволяющей оценивать грамматический строй речи данной категории учащихся. Результаты, полученные в процессе исследования, могут послужить основой для научных работ в области методики преподавания русского языка как неродного, в разработке интегрированного курса и в оказании индивидуальной языковой поддержки первоклассникам-инофонам
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; первоклассники; дети-инофоны; русский язык; начальное обучение русскому языку; педагогическая диагностика; грамматический строй речи; методы обучения
Abstract: The relevance of the problem of studying the grammatical structure of speech among firstgraders-foreigners is associated with the difficulties of understanding and reproducing the Russian language in the conditions of study in a comprehensive school. The Russian-speaking environment contributes to a fairly rapid replenishment of the vocabulary of first-graders-foreigners, but the presence of grammatical errors accompanies students’ speech for a long time and requires special attention. The purpose of the work is to prepare and conduct a study to determine the level of formation of grammatical competence in the oral speech of first-graders-foreigners and to identify difficulties in the correct use of grammatical structures of the Russian language. In accordance with the goal methods were used to analyze scientific and methodological literature, diagnostic testing, quantitative and qualitative processing of results and a descriptive method. A grammatical minimum has been determined, test tasks and stimulus diagnostic material have been developed to identify the formation of the grammatical structure of first-graders-foreigners. This is a scientific novelty in organizing the process of diagnosing the grammatical competence of first-gradersforeigners. As a result of the study the most difficult grammatical topics, such as Understanding and using prepositions, Using possessive pronouns, Agreement of adjectives with nouns and Agreement of numerals with nouns were identified, which should be given attention throughout the school year. The study of the grammatical competence of first-graders-foreigners is a necessary scientific and practical area in the methodology of teaching a non-native language to migrant children which could contribute to the creation of a standardized diagnostic procedure that allows assessing the grammatical structure of speech of this category of students. The results obtained during the research process can serve as the basis for scientific work in the field of methods of teaching Russian as a non-native language, in the development of an integrated course and in providing individual language support to first-graders-foreigners
Key words: Primary School; younger schoolchildren; first graders; foreign children; Russian language; initial teaching of the Russian language; pedagogical diagnostics; grammatical structure of speech; teaching methods

Для цитирования:

Степанец, Л. Е. Исследование грамматического строя речи у первоклассников-инофонов на начальном этапе изучения русского языка / Л. Е. Степанец. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 112-120.

For citation

Stepanets, L. E. (2023). Study of the Grammatical Structure of Speech in 1st Graders Foreiners at the Initial Stage of Studying the Russian Language // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 112-120.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.