Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье поставлена проблема организации работы по развитию речи на уроках литературы в средней школе. Необходимость регулярного проведения такой работы обусловлена большим числом ошибок, которые наблюдаются в устных высказываниях учащихся, в классных и выпускных сочинениях и изложениях. Цель исследования – проанализировать теоретические основы развития речи на уроках литературы в средней школе, представить конкретные методы и приемы организации работы по развитию речи учащихся. Используя метод анализа методических работ, а также анализ материалов программ по литературе, автор приходит к выводу о необходимости использования инновационных технологий в работе по развитию речи учащихся. Среди важных результатов можно назвать следующие: в статье описывается система работы по развитию речи, которую необходимо организовать с учащимися. Рассматриваются наиболее эффективные методические приемы и упражнения по развитию устной и письменной речи учащихся 5–11 классов. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости использования инновационных технологий в работе над развитием речи учащихся. Теоретическая значимость работы определяется новизной и содержанием исследования, в котором предложен научно обоснованный выбор заданий по развитию речи учащихся. Практическая значимость исследования заключается в разработке системы заданий и упражнений по развитию речи учащихся. Результаты данной работы могут быть использованы учителями при подготовке методических материалов к урокам литературы в средней школе
Ключевые слова: развитие речи; устная речь; письменная речь; детская речь; школьники; рабочие программы; методика преподавания литературы; методика литературы в школе; уроки литературы; речевое развитие
Abstract: The article raises the problem of the organization of work on the development of speech in literature lessons in secondary school. The need for such work to be carried out regularly is due to the large number of errors that are observed in the oral statements of students, in class and graduation essays and presentations. The purpose of the study is to analyze the theoretical foundations of speech development in literature lessons in secondary school, to present specific methods and techniques for organizing work on the development of students’ speech. Using the method of analysis of methodological works, as well as the analysis of materials of literature programs, the author comes to the conclusion that it is necessary to use innovative technologies in the work on the development of students’ speech. Among the important results are the following: the article describes a system of work on speech development that needs to be organized with students. The most effective methodological techniques and exercises for the development of oral and written speech of students of grades 5–11 are considered. The scientific novelty of the research lies in the justification of the need to use innovative technologies in the work on the development of students' speech. The theoretical significance of the work is determined by the novelty and content of the study, which offers a scientifically based choice of tasks for the development of students’ speech. The practical significance of the research lies in the development of a system of tasks and exercises for the development of students’ speech. The results of this work can be used by teachers in the preparation of methodological materials for literature lessons in secondary school
Key words: speech development; oral speech; written language; children’s speech; pupils; work programs; methods of teaching literature; methods of literature in school; literature lessons; speech development

Для цитирования:

Харлова, Н. М. Развитие речи на уроках литературы в средней школе / Н. М. Харлова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 121-134.

For citation

Kharlova, N. M. (2023). Speech Development in Literature Lessons in High School // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 121-134.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.