Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Файл статьи: PDF
Аннотация: Основной проблемой данного исследования является кибербуллинг среди детей школьного возраста и его психологические предикторы. В качестве основного предиктора выбран тип межличностного поведения: властный-лидирующий, независимый-доминирующий и т. п. Как эти типы межличностного поведения проявляют себя в ходе кибербуллинга, в стратегиях представителей различных ролей (жертва, преследователь, свидетель)? Целью данной работы является установление связи между типом межличностного поведения и параметрами кибербуллинга. Методология и методы исследования. В рамках данного исследования использовались такие методы, как онлайн-анкетирование, а также психологические опросники (опросник «Тип киберагрессии» К. С. Рунионса в адаптации С. С. Антипиной, опросник ДМО Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик). Кроме того, применяются методы математической статистики. Основные результаты. Выявлена связь между типами межличностного поведения и участием в кибербуллинге. Наиболее сильна такая связь для таких октантов, как «Недоверчивый – скептичный» (неконформный октант) и «Зависимый – послушный» (комформный октант). Научная новизна результатов: впервые установлена связь между типом межличностного поведения и участием в кибербуллинге, а также типом киберагрессии. Практическая и теоретическая значимость. Результаты данного исследования могут быть основанием для разработки методических рекомендаций по профилактике кибербуллинга и киберагрессии. Данное исследование позволяет установить взаимосвязь между таким психологическим свойством, как тип межличностного общения, и участием в кибербуллинге. Содержательные выводы. Показана связь между типом межличностного общения и участием в кибербуллинге. Жертвой внутришкольного кибербуллинга становится наиболее замкнутый и недоверчивый ребенок, тогда как наиболее зависимый и послушный скорее станет рядовым участником травли. Проявления киберагрессии связаны с участием в кибербуллинге в любой роли, образуя, таким образом, замкнутый круг: чем больше ребенок подвергается кибербуллингу, тем более он сам склонен к киберагрессии, таким образом, становясь преследователем
Ключевые слова: подростки; общеобразовательные учебные заведения; кибербуллинг; травля в Интернете; интернет-технологии; интернет-коммуникации; жертвы кибербуллинга; агрессивное поведение; киберагрессия; межличностное поведение
Abstract: The main problem of this study is cyberbullying among school-age children and its psychological predictors. The type of interpersonal behavior is chosen as the main predictor: domineering-leading, independent-dominant, etc. How do these types of interpersonal behavior manifest themselves during cyberbullying, in the strategies of representatives of various roles (victim, stalker, bystander)? The purpose of this work is to establish a connection between the type of interpersonal behavior and the parameters of cyberbullying. Methodology and methods of research. Within the framework of this study, such methods as online questionnaires, as well as psychological questionnaires were used (the questionnaire “Type of cyber aggression” by K. S. Runions in the adaptation by S. S. Antipina, the questionnaire by DMO T. Leary in the adaptation by L. N. Sobchik). In addition, methods of mathematical statistics are used. The main results. The connection between the types of interpersonal behavior and participation in cyberbullying has been revealed. Such a connection is strongest for such octants as “Distrustful – skeptical” (nonconformal octant) and “Dependent – obedient” (conformal octant). Scientific novelty of the results: for the first time, a connection was established between the type of interpersonal behavior and participation in cyberbullying, as well as the type of cyber aggression. Practical and theoretical significance. The results of this study can be the basis for the development of methodological recommendations for the prevention of cyberbullying and cyber aggression. This study allows us to establish the relationship between such a psychological property as the type of interpersonal communication and participation in cyberbullying. Meaningful conclusions. The connection between the type of interpersonal communication and participation in cyberbullying is shown. The victim of school cyberbullying becomes the most closed and distrustful child, while the most dependent and obedient is more likely to become an ordinary participant in bullying. Manifestations of cyber aggression are associated with participation in cyberbullying in any role, thus forming a vicious circle: the more a child is exposed to cyberbullying, the more he himself is prone to cyber aggression, thus becoming a bully themself
Key words: teenagers; general education institutions; cyberbullying; cyberbullying; Internet technologies; Internet communications; victims of cyberbullying; aggressive behavior; cyber aggression; interpersonal behavior

Для цитирования:

Назаров, В. Л. Связь между типом межличностного поведения, типом киберагрессии и кибербуллингом / В. Л. Назаров, Н. В. Авербух, А. В. Буйначёва. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 70-79.

For citation

Nazarov, V. L., Averbukh, N. V., Buinacheva, A. V. (2023). The Relationship between the Type of Interpersonal Behavior and Cyberbullying // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 70-79.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.