Вам может быть интересно:
Архив журнала
Самообразовательная деятельность преподавателя высшей школы как фактор профессионально-педагогического развития
- 153
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Смена образовательных парадигм, направленных на креативные, творческие, динамические изменения, происходящие в образовании, требует от преподавателя высшей школы готовности к непрерывной самообразовательной профессионально-педагогической деятельности, способности самосовершенствования. Готов ли преподаватель высшей школы к постоянной самообразовательной деятельности? Цель статьи – анализ и обобщение проблемы самообразовательной деятельности преподавателя высшей школы, определение особенностей и направленности. Для осмысления процесса самообразовательной деятельности в статье применяются герменевтический метод и метод контент-анализа. Теоретической базой исследования послужили публикации авторов, в которых рассматривается самообразовательная деятельность преподавателя. Нами определено, что самообразовательная деятельность преподавателя высшей школы – это многовекторный, сугубо индивидуальный процесс самосовершенствования профессионально-педагогических знаний, умений, личностных и профессиональных качеств, повышение уровня педагогического мастерства, которое достигается эффективным использованием результатов самообразовательной деятельности, применением различных организационных форм, методическим обеспечением. В процессе исследования выявлено, что главным затруднением преподавателей высшей школы является недостаточная осведомленность о содержательных составляющих планирования самообразовательной деятельности. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов в профессионально-педагогической деятельности и уточнении содержательных характеристик понятия «самообразование». Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в статье процесс самообразования преподавателей высшей школы представлен в виде совокупности структурных элементов и может быть использован в педагогической деятельности для усовершенствования образовательного процесса. В результате доказано, что процесс самообразования преподавателей высшей школы приводит к изменению самосознания индивида, связан с обучением, развитием и совершенствованием личности, что, в свою очередь, серьезно влияет на качество подготовки будущих специалистов.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; преподаватели; самообразование преподавателей; самоопределение; самосовершенствование личности; профессиональные качества; профессионально-педагогическая деятельность
Abstract: The change of educational paradigms aimed at creative, creative, dynamic changes taking place in education requires a higher school teacher to be ready for continuous self-educational professional and pedagogical activities, the ability to self-improve. Is a high school teacher ready for continuous self-educational activities? The purpose of the article is to analyze and generalize the problem of self-educational activity of a higher school teacher, to determine the specifics and orientation. To understand the process of self-educational activity, the article uses the hermeneutic method and the method of content analysis. The theoretical basis of the research was the authors’ publications, which consider the self-educational activity of the teacher. We have determined that the self-educational activity of a higher school teacher is a multi-vector, purely individual process of self-improvement of professional and pedagogical knowledge, skills, personal and professional qualities, increasing the level of pedagogical skills, which is achieved by effective use of the results of self-educational activities, the use of various organizational forms, methodological support. In the course of the research, it was revealed that the main difficulty of higher school teachers is the lack of awareness of the substantive components of planning self-educational activities. The scientific novelty of the research consists in a comprehensive analysis of the individual self-educational activities of teachers in professional teaching and clarifying the substantive characteristics of the concept of “self-education”. The practical and theoretical significance of the research lies in the fact that in the article the process of self-education of higher school teachers is presented as a set of structural elements and can be used in pedagogical activities to improve the educational process. As a result, it is proved that the process of self-education of higher school teachers leads to a change in the self-awareness of an individual, is associated with learning, development and improvement of personality, which in turn seriously affects the quality of training of future specialists.
Key words: higher education institutions; teachers; self-education of teachers; self-determination; self-improvement of the individual; professional qualities; professional and pedagogical activity
Для цитирования:
Тархан, Л. З. Самообразовательная деятельность преподавателя высшей школы как фактор профессионально-педагогического развития / Л. З. Тархан, М. И. Мыхнюк. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 34-42.
For citation
Tarkhan, L. Z., Mykhniuk, M. I. (2025). Self-Educational Activities of Teachers of Higher Education as a Factor in Professional and Pedagogical Development // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 34-42.