Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена методическому аспекту модели формирования критического мышления у студентов среднего профессионального образования при изучении физики и технических дисциплин. Цель исследования: выявить теоретические и методические основы развития критического мышления студентов среднего профессионального образования в процессе обучения физике. Методологической основой исследования являются системный и компетентностный подходы; психологопедагогическими основаниями – исследования отечественных и зарубежных ученых о природе и методах развития критического мышления, теории проблемного и проектного обучения. Использована система теоретических и эмпирических методов исследования. Дается анализ понятия «критическое мышление». Раскрыты особенности критического мышления, его структура, а также средства и способы его развития в процессе обучения физике и техническим дисциплинам. Описаны характеристики и способы диагностики уровней развитости критического мышления обучающихся. Новизна полученных результатов заключается в адаптации технологии применения концепции чемпионата «Профессионалы» для дисциплины «Физика», а также в классификации критериев и уровней развития критического мышления у студентов среднего профессионального образования. Значимость результатов для науки и практики заключается в расширении системы средств и способов формирования исследуемого качества, разработке соответствующих методических материалов. В результате проведенного исследования на поисковом этапе дидактического эксперимента удалось показать, что применение предложенных методов и средств приводит к статистически значимому повышению уровня развития критического мышления у студентов среднего профессионального образования
Ключевые слова: физика; методика преподавания физики; технические дисциплины; критическое мышление; развитие критического мышления; формирование критического мышления; студенты; рефлексия; учреждения среднего профессионального образования
Abstract: The article is devoted to the methodological aspect of the model of formation of critical thinking among students of secondary vocational education in the study of physics and technical disciplines. The purpose of the study is to identify the theoretical and methodological foundations for the development of critical thinking of students of secondary vocational education in the process of teaching physics. The methodological basis of the research is systemic and competence-based approaches; the psychological and pedagogical foundations are the research of domestic and foreign scientists on the nature and methods of developing critical thinking, the theory of problem-based and project-based learning. A system of theoretical and empirical research methods was used. The analysis of the concept of “critical thinking” is given. The features of critical thinking, its structure, as well as the means and methods of its development in the process of teaching physics and technical disciplines are revealed. The characteristics and methods of diagnosing the levels of development of students’ critical thinking are described. The novelty of the results obtained lies in the adaptation of the technology of applying the concepts of the championship “Professionals” for the discipline “Physics”, as well as in the classification of criteria and levels of development of critical thinking among students of secondary vocational education. The significance of the results for science and practice lies in the expansion of the system of means and methods for the formation of the studied quality, the development of appropriate methodological materials. As a result of the conducted research at the search stage of the didactic experiment, it was possible to show that the application of the proposed methods and tools leads to a statistically significant increase in the level of development of critical thinking among students of secondary vocational education
Key words: physics; methods of teaching physics; technical disciplines; critical thinking; development of critical thinking; formation of critical thinking; students; reflection; institutions of secondary vocational education

Для цитирования:

Борзов, А. С. Формирование критического мышления у студентов среднего профессионального образования в процессе обучения физике: методический аспект / А. С. Борзов, М. П. Ланкина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №1. – С. 84-91.

For citation

Borzov, A. S., Lankina, M. P. (2024). Formation of Critical Thinking among Students of Secondary Vocational Education in the Process of Teaching Physics: The Methodological Aspect // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №1. – P. 84-91.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.