Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье находит освещение проблема формирования устойчивых и системных представлений о литературных направлениях и течениях в рамках школьного литературного образования. Были выявлены типичные ошибки, которые приводят к поверхностному восприятию теоретического материала по русскому модернизму и, как следствие, к неспособности обучающихся грамотно интерпретировать и характеризовать художественное произведение, созданное вне рамок реалистического метода. Описана необходимость учета как филологических, так и методических проблем литературного образования с целью углубления и упорядочения эстетики не только течений модернизма, но и генетически связанного с ними романтизма и заложившего основу для нового искусства реализма. Анализ практики преподавания (методика учителей-практиков, олимпиадные работы обучающихся, итоговые сочинения выпускников, данные диагностики остаточных знаний) и теории (актуальных учебников, статей модернистов и критиков, научных исследований по теме) позволил разработать модель системного обучения при изучении русского модернизма, раскрыть этапность освоения эстетики «нового искусства» и описать методические приемы, доказавшие свою эффективность с позиций как традиционной, так и инновационной методики. Материал статьи может послужить основой для корректировки модели с учетом специфики авторских методик, а также для дальнейших фундаментальных исследований
Ключевые слова: литературное образование; методика преподавания литературы; методика литературы в школе; литературные направления; литературные течения; системный подход; старшеклассники; русская литература; русский модернизм
Abstract: The article focuses on the formation of the strong and systemic ideas about the existing literary trends while teaching literature at school. Some typical mistakes are highlighted that are the reason for students to perceive the theory on the Russian modernism superficially and, therefore for their being unable to interpret and characterize a literary work created not within the framework of the realistic method. The article states it’s necessary to take into account both the philological and the methodological problems of the literary education to deepen and streamline the aesthetics of not only the modernism trends, but also genetically related Romanticism and Realism that has given the ground for the new art to appear. The article describes the model of the systematic teaching of students while their studying the Russian modernism. The model is worked out after the analysis of the teaching practice (Literature teachers’ teaching practice, some Olympiad works of students, some essays of graduates, some data on the Assessment tests) and of the theory (some current textbooks, some articles by modernists and critics, some scientific researches on the topic) has been done. The article reveals the stages necessary to go through for students to master the aesthetics of “new art” and describes the methodological techniques proven their effectiveness both from the standpoint of the traditional and the innovative methods. The article can be of use to adjust the presented model taking due to the specific features of a particular teacher and to have further fundamental research
Key words: literary education; methods of teaching literature; methods of literature in school; literary trends; literary movements; systems approach; high school students; Russian literature; Russian modernism

Для цитирования:

Семенова, Ю. А. Изучение литературы модернизма в системе литературных направлений / Ю. А. Семенова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №1. – С. 75-83.

For citation

Semenova, Yu. A. (2024). Study of Modernism Literature in the System of Literary Trends // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №1. – P. 75-83.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.