Файл статьи: PDF
Аннотация: Внедрение в педагогическую практику «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» актуализирует задачу обновления содержания воспитания посредством внедрения форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания, способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента образовательного процесса, а также формированию у детей ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном обществе. В статье анализируется понятие «реверсивное наставничество» и обосновывается, что это особый вид педагогического взаимодействия, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения более опытного человека в каком-то виде деятельности (наставника) и подопечного, для удовлетворения индивидуальных потребностей которого необходимы мотивирующая обучающая среда и индивидуализированное сопровождение. В опоре на возможности туристско-краеведческой деятельности в статье представлен опыт реверсивного наставничества в организации взаимодействия обучающихся, педагогов и родителей в данной деятельности. В качестве наставников выступают обучающиеся, которые, имея опыт туристической деятельности, помогают родителям и учащимся младших классов освоить приемы и способы туристско-краеведческой и соревновательной деятельности. В статье раскрыты «портреты» наставников и наставляемых, определены критерии оценивания результатов наставнической деятельности: эмоциональная удовлетворенность от обучения по программам дополнительного образования; уровень освоения программ дополнительного образования обучающимися; динамика участников программ дополнительного образования; степень удовлетворенности обучающихся и родителей занятиями по программам дополнительного образования; количество наград и призов; динамика участников мероприятий туристско-краеведческой направленности
Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность; туризм; краеведение; реверсивное наставничество; система наставничества; педагогическое взаимодействие; волонтеры-наставники; общеобразовательные учебные заведения; туристические клубы; школьники; родители; педагоги
Abstract: The introduction into pedagogical practice of the “Strategy for the development of education in the Russian Federation until 2025” actualizes the task of updating the content of education through the introduction of forms and methods based on the best pedagogical experience in the field of education, contributing to the improvement and effective implementation of the educational component of the educational process, as well as the formation in children key competencies necessary for successful adaptation in modern society. The article analyzes the concept of “reverse mentoring” and substantiates that this is a special type of pedagogical activity, which is based on the subject-subject relationship of a more experienced person in some type of activity (mentor) and the mentee, to satisfy whose individual needs a motivating learning environment is necessary and personalized support. Based on the possibilities of tourism and local history activities, the article describes the experience of reverse mentoring in organizing the interaction of students, teachers and parents in tourism and local history activities. The mentors are students who, having experience in tourism activities, help parents and junior school students master the techniques and methods of tourism, local history and competitive activities. The article reveals “portraits” of mentors and mentees, defines criteria for assessing the results of mentoring activities: emotional satisfaction from training in additional education programs; the level of mastery of additional education programs by students; dynamics of participants in additional education programs; the degree of satisfaction of students and parents with classes in additional education programs; number of awards and prizes; dynamics of participants in tourism and local history events
Key words: tourism and local history activities; tourism; local history; reverse mentoring; mentoring system; pedagogical interaction; volunteer mentors; general education institutions; travel clubs; pupils; parents; teachers

Для цитирования:

Цыреньщикова, О. Н. Опыт реверсивного наставничества в туристскокраеведческой деятельности / О. Н. Цыреньщикова, А. В. Русинова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №2. – С. 123-133.

For citation

Tsyrenchshikova, O. N., Rusinova, A. V. (2024). Experience of Reverse Mentoring in Tourist and Local History Activities // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №2. – P. 123-133.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.