Архив журнала
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА: УРАЛ И СКАЗЫ П. П. БАЖОВА
- 120
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен анализ опыта по формированию лингвокраеведческой компетенции у 30 иностранных студентов Уральского федерального университета. Исследовательский
вопрос: может ли погружение в лингвокультурологический регионоведческий контекст изучаемого
языка способствовать формированию лингвокраеведческой компетенции у иностранных студентов
вуза? Цель проведенного исследования: проверить эффективность двух методов формирования
лингвокраеведческой компетенции у иностранных студентов-лингвистов – через изучение аутентичных текстов адаптированного фольклора П. П. Бажова и посещение мюзикла «Хозяйка Медной
горы», поставленного по мотивам уральских сказов. Методологическим основанием исследования
является принцип системности, предполагающий синергию применения классического и современного методических подходов к формированию лингвокраеведческой компетенции у иностранных
студентов-лингвистов. Была экспериментально подтверждена эффективность использования каждого
из двух методов формирования лингвокраеведческой компетенции у иностранных студентов, представителей иных лингвокультур, через знакомство с языковыми, лингворегионоведческими, культурологическими данными об Урале. Также была диагностирована разная степень эффективности методов погружения в аутентичный дискурс. На основе опроса, проведенного с использованием онлайнсервиса для сбора данных, были оценены результаты интерпретации регионально-культурных лексических единиц иностранными студентами вуза, их инклюзивность в аксиологические аспекты иной
культуры, восприятие инокультурной идентичности страны изучаемого языка и региона пребывания.
Была выявлена необходимость гибридного подхода к преподаванию «Лингвострановедения». Элементы предложенного методического подхода могут быть применены в комбинации аудиторного и
внеаудиторного освоения регионального компонента иного языка и культуры для формирования
лингвокраеведческой компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный
Ключевые слова: высшие учебные заведения; иностранные студенты; лингвокраеведческие
компетенции; лингвострановедение; РКИ; русский язык как иностранный; методика преподавания
русского языка; методика русского языка в вузе; уральские писатели; уральские сказы; уральская
литература; мюзиклы
Abstract: The article presents an analysis of experience in forming linguo-regional competence in
30 foreign university students of the Ural Federal University. The research question: can immersion in the
linguocultural regional context of the studied language contribute to the formation of linguo-regional competence in foreign university students? The aim of the study: to test the effectiveness of two methods of
forming linguo-regional competence in foreign linguistic students – through the study of authentic texts by
P. P. Bazhov and a visit to the musical “The Mistress of the Copper Mountain”. The methodological basis of
this research is the principle of consistency, which assumes the synergy of classical and modern methodological approaches to the formation of linguo-regional competence in foreign linguistic students. The effectiveness of using each of the two methods of developing linguo-regional competence in foreign students
through familiarization with linguistic, linguo-regional, and cultural data about the Urals was experimentally confirmed. Varying degrees of effectiveness of these methods were also diagnosed. Based on a survey, the results of the interpretation of regional-cultural lexical units by foreign university students, their inclusivity in the axiological aspects of another culture, the perception of the foreign cultural identity of the
country of the studied language and the region of residence were assessed. The need for a hybrid approach
to teaching “Linguistic and Cultural Studies” was identified. The elements of the proposed methodological
approach can be applied in a combination of classroom and extracurricular development of the regional
component of another language and culture to form linguo-regional competence in students studying Russian as a foreign language
Key words: higher education institutions; foreign students; linguistic and local history competencies;
linguistic and regional studies; Russian as a foreign language; methods of teaching the Russian language;
methods of the Russian language at university; Ural writers; Ural tales; Ural literature; musicals
Для цитирования:
Дымова, А. В. Формирование лингвокраеведческой компетенции у иностранных студентов вуза: Урал и сказы П. П. Бажова / А. В. Дымова, О. Ю. Яценко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 261-271.
For citation
Dymova, A. V., Yatsenko, O. Yu. (2024). Forming Linguo-regional Competence in Foreign
University Students: The Ural and P. P. Bazhov’s Skaz // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 261-271.