Файл статьи: PDF
Аннотация: Результатом профессиональной подготовки будущих специалистов органов внутренних дел в ходе практик, обоснованным с точки зрения требований субъектов ее организации, квалификационных характеристик и вариативного функционала профессии «Полицейский», является готовность к профессиональной деятельности. Актуальность вышеуказанной темы объясняется тем, что степень изученности данного вопроса зачастую ограничивается лишь его узкими аспектами, и, несмотря на устойчивый практический вектор в подготовке обучающихся, понятию «готовность» к профессии «Полицейский», предполагающему набор сформированных профессиональных компетенций сотрудника полиции, навыков коммуникации и командной работы, самостоятельности в выполнении порученных заданий и умений использовать цифровые технологии, уделяется недостаточно внимания. В данной статье автором подчеркивается необходимость регулярного мониторинга показателей профессиональной готовности сотрудников полиции до и после прохождения практик как необходимого элемента в практической подготовке будущих правоохранителей. Цель исследования: актуализировать понятие «готовность» к профессиональной деятельности как динамическое, структурно-уровневое, профессионально-личностное образование, характеризующееся ценностно-мотивационным, когнитивным, деятельностным критериями, и на основе эмпирических данных выделить соответствующие показатели. Методы исследования. В данном исследовании были использованы теоретические методы: контент-анализ психолого-педагогической литературы, иных документов, посвященных вопросу организации практик при подготовке сотрудников полиции, синтез, обобщение содержания соответствующих научных публикаций, а также эмпирические: анкетирование, интервьюирование, метод экспертной оценки и самооценки, обработка результатов на базе опросника «Эмин» («Эмоциональный интеллект») Д. Люсиной и копинг-стратегий, количественный анализ с применением критерия Краскела-Уоллиса, критерия Манна-Уитни, методики «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А. Реана), Калифорнийского личностного опросника CPI, интерпретация полученных результатов. Выводы: фокус внимания на понятии «готовность к профессии “Полицейский”» в дискурсе профессиональной подготовки будущих специалистов органов внутренних дел позволил обогатить уже имеющийся теоретический и практический опыт по данной проблематике, детализировав его сущность и значение в подготовке правоохранителей, расширив научное представление о процессе практической подготовки специалистов как о целенаправленном, поэтапном формировании готовности к профессиональной правоохранительной деятельности. Заявленная гипотеза положена в основу процессной модели организации практик при подготовке сотрудников полиции, разрабатываемой автором, а результаты проведенных исследований, в частности в рамках данной работы, наряду с изучением современного опыта могут быть внедрены в вышеназванную модель с целью развития индивидуализации процесса профессиональной подготовки и использованы как в образовательных организациях системы МВД России, так и практическими сотрудниками территориальных органов
Ключевые слова: профессиональная практическая подготовка; критерии готовности; готовность к профессиональной деятельности; подготовка специалистов; правоохранительные органы; органы внутренних дел; полицейские; модели организации практики; индивидуализация обучения; образовательный процесс; профессиональные компетенции; вариативный подход
Abstract: The result of professional training of future specialists of internal affairs bodies in the course of practical training, justified in terms of the requirements of the subjects of its organization, qualification characteristics and variable functionality of the profession “Policeman” is readiness for professional activity. The relevance of the above topic is explained by the fact that the degree of study of this issue is often limited only to its narrow aspects, and, despite the steady practical vector in training students, the concept of “readiness” for the profession of “Policeman”, which presupposes a set of formed professional competencies of a police officer, communication and teamwork skills, independence in performing assigned tasks and skills Not enough attention is paid to the use of digital technologies. In this article, the author emphasizes the need for regular monitoring of indicators of professional readiness of police officers before and after practical training as a necessary element in the practical training of future law enforcement officers. The purpose of the study is to actualize the concept of “readiness” for professional activity as a dynamic, structural-level, professional-personal education characterized by value-motivational, cognitive, activity criteria and to identify appropriate indicators based on empirical data. Research methods. In this study, theoretical methods were used: content analysis of psychological and pedagogical literature, other documents devoted to the organization of practices in the training of police officers, synthesis, generalization of the content of relevant scientific publications, as well as empirical: questionnaires, interviews, the method of expert assessment and self-assessment, processing of results based on the questionnaire “Emin” (“Emotional intelligence”) D. Lucina and coping strategies, quantitative analysis using the Kraskel-Wallis criterion, the Mann-Whitney criterion, the methodology “Study of motivation of professional activity” (K. Zamfir, modification by A. Rean), the California personal questionnaire CPI, interpretation of the results obtained. Conclusions: the focus is on the concept of “readiness for the profession of ‘Policeman’” in the discourse of professional training of future specialists of the Internal Affairs Bodies, it allowed us to enrich the already existing theoretical and practical experience on this issue, detailing its essence and the importance in the training of law enforcement officers, expanding the scientific understanding about the process of practical training of specialists as a purposeful, step-by-step formation of readiness for professional law enforcement activities. The stated hypothesis is the basis for the process model of organizing practices in the training of police officers, developed by the author, and the results of the research, in particular, within the framework of this work, along with the study of modern experience, can be implemented in the above-mentioned model, in order to develop the individualization of the professional training process, they were used both in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and by practical employees of territorial bodies
Key words: professional practical training; readiness criteria; readiness for professional activities; training of specialists; law enforcement agencies; internal affairs bodies; police officers; practice organization models; individualization of training; educational process; professional competencies; variable approach

Для цитирования:

Денисова, А. Ю. Готовность к профессии «Полицейский» как результат успешной практической деятельности будущих специалистов ОВД / А. Ю. Денисова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 250-260.

For citation

Denisova, A. Yu. (2024). Readiness for the Profession “Policeman” as a Result of the Success of the Practical Activities of Future Specialists of Internal Affairs Bodies // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 250-260.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.