Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема исследования. Традиционное определение баллады, представленное в словарях и учебниках, характеризует план содержания, игнорируя другие носители жанра. В результате учащиеся и студенты анализируют балладу по одному стереотипу. Особенно остро данная проблема встает сегодня, поскольку интернет-источники предлагают готовые и очень поверхностные, примитивные трактовки произведений. Как избежать шаблонного анализа и заинтересовать учащихся? Цель статьи – продемонстрировать вариативность жанровой модели на материале мифологических баллад Лермонтова. Методологической основой исследования послужили теория лирического жанра, а также труды по истории русского романтизма. Основные результаты. Мифологические баллады Лермонтова помогают понять такой балладный феномен, как немотивированность зла, а также особую природу балладного лиризма и балладного чудесного. В балладе «Дары Терека» разгулу стихийных сил в природе и человеке противостоит вечное животворящее начало – любовь. Баллада «Морская царевна» показывает, что жизнь и красота не беспредельны, есть некая черта, которую не волен переступать человек. В балладе «Тамара» Лермонтов опирается на мифологическое представление о вечном круговороте жизни и смерти. Единство противоположных начал он обнаруживает не только в природе, но и в самом человеке. Ночное и дневное (демонское и ангельское) извечно ведут бой за душу человека. Выводы. Мир лермонтовских баллад обращен к первооснове бытия. Чудесное проявляется уже не в страшных, непостижимых событиях, а в таких пограничных ситуациях, когда личности приоткрывается тайный смысл бытия, неясный для нее, пока она находится в плену житейской суеты. Романтическая баллада становится у Лермонтова философским жанром. Демонстрация сложности жанрового определения будет способствовать развитию аналитических способностей студентов, развивать умение мыслить самостоятельно, находить новые решения исследовательских задач
Ключевые слова: методика преподавания литературы; методика литературы в вузе; студенты; русская поэзия; русские поэты; поэтическое творчество; лирические жанры; мифологические баллады; жанровые системы; русский романтизм; философские баллады
Abstract: Formulation of the problem. The traditional definition of a ballad, presented in dictionaries and textbooks, characterizes the content plan, ignoring other issues of the genre. As a result, pupils and students analyze the ballad according to one stereotype. How to avoid template analysis? The purpose of the article is to identify the genre content and structural features of Lermontov’s mythological ballads. The methodological basis of the study was the theory of the lyrical genre, as well as works on the history of Russian romanticism. Research results. Lermontov’s mythological ballads aid to understand such a ballad phenomenon as the unmotivated nature of evil, as well as the special nature of ballad lyricism and ballad wonder. In the ballad “Gifts of the Terek”, the rampant elemental forces in nature and man are opposed by the eternal life-giving principle – love. The ballad “The Sea Princess” shows that life and beauty are not limitless; there is a certain line that a person is unfree to cross. In the ballad “Tamara”, Lermontov relies on the mythological idea of the eternal cycle of life and death. He discovers the unity of opposite principles not only in nature, but also in human himself. The night and day (demonic and angelic) have been forever fighting for the soul of human. Conclusions. The world of Lermontov’s ballads is turned to the fundamental principle of existence. The miraculous no longer manifests itself in terrible, incomprehensible events, but in such borderline situations when a person discovers the secret meaning of existence, which is unclear to him while he is captive to the bustle of life. The romantic ballad becomes a philosophical genre for Lermontov. Demonstration of the complexity of genre definition will contribute to the development of students’ analytical abilities, develop the ability to think independently, and find new solutions to research problems
Key words: methods of teaching literature; methodology of literature at the university; students; Russian poetry; Russian poets; poetic creativity; lyrical genres; mythological ballads; genre systems; Russian romanticism; philosophical ballads

Для цитирования:

Ермоленко, С. И. Мифологические баллады М. Ю. Лермонтова: скрытые возможности жанра / С. И. Ермоленко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 272-280.

For citation

Ermolenko, S. I. (2024). Mythological Ballads by M. Yu. Lermontov: Hidden Possibilities of the Genre // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 272-280.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.