Архив журнала
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
- 122
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Предметом исследования являются методы и приемы организации работы над речевыми ошибками учащихся. Источником для анализа послужили материалы конкурсных сочинений учащихся школ Курганской области. Наблюдения за речью учащихся позволяют сделать вывод
о большом числе речевых ошибок как в письменных работах, так и в устных высказываниях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных методов и
приемов работы над речевыми ошибками. В статье описываются вопросы, требующие разрешения:
уточняется понятие «речевая ошибка», анализируются причины речевых ошибок в речи современных школьников, рассматриваются различные классификации речевых ошибок, предлагаются способы организации работы над речевыми ошибками учащихся на уроках литературы в средней школе. Целью статьи является разработка конкретных методов и приемов организации работы над речевыми ошибками учащихся. Теоретическая значимость исследования определяется новизной и
содержанием исследования, в котором предложен научно обоснованный выбор заданий по предупреждению и исправлению ошибок в речи учащихся. Практическая значимость исследования заключается в разработке заданий и упражнений, направленных на предупреждение речевых ошибок. В результате было выявлено, что на уроках литературы могут быть применены различные методы и приемы организации работы над речевыми ошибками. Автор считает, что эффективным приемом работы
над речевыми ошибками в письменных текстах является редактирование, которое заключается в
нахождении ошибки, в определении ее типа и в последующем исправлении. В работе над речевыми
ошибками в устной речи используются голосо-речевые тренинги, конкурсы ораторского искусства.
Результаты работы могут быть использованы учителями русского языка и литературы
Ключевые слова: методика преподавания литературы; методика литературы в школе; уроки
литературы; детская речь; письменная речь; устная речь; школьники; речевые ошибки; речевые
недочеты; речевые погрешности; классификации речевых ошибок; методы организации работы;
приемы организации работы
Abstract: The subject of the research is the methods and techniques of organizing work on students’
speech errors. The source for the analysis was the materials of competitive essays by students of schools in
the Kurgan region. Observations of students’ speech allow us to conclude about a large number of speech
errors both in written works and in oral statements. The relevance of the research is due to the need to find
the most effective methods and techniques for working on speech errors. The article describes the issues
that need to be resolved: the concept of “speech error” is clarified, the causes of speech errors in the speech
of modern schoolchildren are analyzed, various classifications of speech errors are considered, ways of organizing work on students’ speech errors in literature lessons in secondary schools are proposed. The purpose of the article is to develop specific methods and techniques for organizing work on students’ speech
errors. The theoretical significance of the study is determined by the novelty and content of the study,
which offers a scientifically based choice of tasks for the prevention and correction of errors in students’
speech. The practical significance of the research lies in the development of tasks and exercises aimed at
preventing speech errors. As a result, it was revealed that various methods and techniques of organizing
work on speech errors can be used in literature lessons. The author believes that an effective method of
working on speech errors in written texts is editing, which consists in finding an error, determining its type and subsequently correcting it. In the work on speech errors in oral speech, voice-speech trainings and
public speaking contests are used. The results of the work can be used by teachers of the Russian language
and literature
Key words: methods of teaching literature; methods of literature in school; literature lessons; children’s
speech; written language; oral speech; pupils; speech errors; speech impediments; speech errors; classification of speech errors; methods of organizing work; work organization techniques
Для цитирования:
Харлова, Н. М. Методы и приемы организации работы над речевыми ошибками учащихся на уроках литературы в средней школе / Н. М. Харлова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 200-211.
For citation
Kharlova, N. M. (2024). Methods and Techniques of Organizing Work on Students’
Speech Errors in Literature Lessons in Secondary School // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 200-211.