Архив журнала
«МИР ИСКУССТВА ВОКРУГ НАС»: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- 140
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье раскрываются значение и особенности сферы дополнительного образования, которая призвана дополнить, углубить, расширить знания, умения и навыки, получаемые индивидом в традиционной системе образования. Особое место здесь отводится внеурочной
деятельности, которая по форме и содержанию может оказаться шире объема, представленного в
федеральных государственных образовательных стандартах. Часть педагогов подчеркивают, что во
внеурочной деятельности может (и должна) быть усилена воспитательная составляющая, которая
является неотъемлемой частью отечественной системы образования. Однако для этого необходима
соответствующая реновация содержания и форм организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. В качестве примера приводится описание годовой программы внеурочной
деятельности «Мир искусства вокруг нас», разработанной для обучающихся начальной школы
(третий класс). Психолого-педагогическими основами для разработки данной программы послужили следующие установки: учет не просто возрастных особенностей, но и специфических характеристик поколения альфа; разнообразие затрагиваемых сфер искусства и метапредметность в освоении содержания занятий; продуктивность предлагаемых обучающимся заданий (поисковых, проблемных, не имеющих однозначного ответа и т. п.); готовность «к выходу за пределы» своего мнения и даже пространства – класса, школы (темы «Театр», «Музей», «Улицы города»). Особое внимание в разработке данной программы – с учетом акцента на воспитательную составляющую – уделено произведениям искусства русских художников, ставшим национальным достоянием. В таком
формате обучающиеся начинают воспринимать и оценивать сферу искусства как особую область, аккумулирующую, транслирующую и сохраняющую культурные, материальные и духовные ценности
Ключевые слова: дополнительное образование; эстетическое воспитание; начальная школа;
младшие школьники; третьеклассники; внеурочная деятельность; программы внеурочной деятельности; психолого-педагогические характеристики
Abstract: This article reveals the importance and features of the field of additional education, which is
designed to complement, deepen, expand, etc. knowledge, skills and abilities acquired by an individual in
the traditional education system. A special place here is given to extracurricular activities, which in form
and content may be wider than the scope presented in federal state educational standards. Some teachers
emphasize that the educational component, which is an integral part of the national education system, can
(and should) be strengthened in extracurricular activities. But for this, an appropriate renovation of the
content and forms of organization of extracurricular activities in educational institutions is necessary.
As an example, the description of the annual extracurricular activity program “The World of art around
us”, developed for elementary school students (third grade), is given. The following guidelines served as
the psychological and pedagogical foundations for the development of this program: taking into account
not only age characteristics, but also the specific characteristics of the Alpha generation; the variety of affected areas of art and meta-objectivity in mastering the content of classes; productivity of tasks offered to
students (search, problematic, not having an unambiguous answer, etc.); readiness to “go beyond” your
opinion, and even the classroom space, the school (themes “Theater”, “Museum”, “City streets”). Special attention in the development of this program, taking into account the emphasis on the educational component, is paid to the works of art by Russian artists who have become a national treasure. In this format,
students begin to perceive and evaluate the field of art as a special area that accumulates, transmits and
preserves cultural, material and spiritual values
Key words: additional education; aesthetic education; Primary School; younger schoolchildren; third
graders; extracurricular activities; extracurricular activity programs; psychological and pedagogical characteristics
Для цитирования:
Коротаева, Е. В. «Мир искусства вокруг нас»: психолого-педагогические основы программы внеурочной деятельности для начальной школы / Е. В. Коротаева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 166-171.
For citation
Korotaeva, E. V. (2024). “The World of Art Around Us”: Psychological and Pedagogical
Foundations of Extracurricular Activities for Primary Schools // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 166-171.