Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме ценностного отношения к учению и специфике ее относительно учащихся в начальной школе. Представлены подходы к понятию «ценностное отношение», развернуто толкование ключевого понятия исследования – «ценностное отношение к учению», обоснованы его характеристики, связанные с психологической и социальной готовностью младших школьников к формированию данного отношения к учебной деятельности. Представлен авторский вариант подбора диагностического инструментария, способного обеспечить верификацию сформированности имеющегося отношения к учению с учетом возраста респондентов. Таковым оказывается комплексное исследование, включающее «Оценку уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, адаптированную диагностику ценностных ориентаций школьников В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, адаптированную диагностика рефлексивной деятельности младших школьников в процессе обучения (по А. Ю. Устюжиной). Полученные в результате анкетирования и наблюдения данные позволили сделать вывод о преобладании средних, а не высоких значений, характеризующих отношение школьников к учению. В итоге делается предположение о необходимости соответствующей работы в опоре на уроки литературного чтения, которые в большей степени открыты к постановке и решению задач воспитательной направленности. Именно на этих занятиях в сочетании с уроками внеклассного чтения можно создать условия для выявления, проявления и определенной коррекции переживаний младших школьников по поводу учебной деятельности, что является основой для формирования осознанного, ценностного отношения к учению
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; образовательный процесс; учебная деятельность; ценностное отношение; ценностные ориентации; учебная мотивация; готовность к обучению; литературное чтение; уроки литературного чтения; педагогическая диагностика; методы диагностики
Abstract: The article is devoted to the problem of the value attitude to learning and its specificity in relation to students in primary school. Approaches to the concept of “value attitude” are presented, a detailed interpretation of the key concept of the study – “value attitude towards learning” is presented, and its characteristics related to the psychological and social readiness of younger schoolchildren to form this attitude to learning activities are substantiated. The author’s version of the selection of diagnostic tools that can provide verification of the formation of the existing attitude to learning, taking into account the age of the respondents, is presented. This turns out to be a comprehensive study, including “Assessment of the level of school motivation” by N. G. Luskanova, adapted diagnostics of value orientations of schoolchildren V. F. Sopova, L. V. Karpushina, adapted diagnostics of reflexive activity of younger schoolchildren in the learning process (according to A. Yu. Ustyuzhina). The data obtained as a result of questioning and observation allowed us to conclude that there was a predominance of average rather than high values characterizing the attitude of schoolchildren to learning. As a result, an assumption is made about the need for appropriate work based on literary reading lessons, which are more open to setting and solving educational problems. It is in these classes, in combination with extracurricular reading lessons, that conditions can be created for the identification, manifestation and certain correction of junior schoolchildren’s experiences about educational activities, which is the basis for the formation of a conscious, value-based attitude towards learning
Key words: Primary School; younger schoolchildren; educational process; educational activities; value attitude; value orientations; educational motivation; readiness to learn; literary reading; literary reading lessons; pedagogical diagnostics; diagnostic methods

Для цитирования:

Исмагилова, Д. В. Формирование ценностного отношения к учению у младших школьников: практические аспекты / Д. В. Исмагилова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 159-165.

For citation

Ismagilova, D. V. (2024). Formation of a Value Attitude to Teaching for Younger Students: Practical Aspects // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 159-165.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.