Файл статьи: PDF
Аннотация: В третье десятилетие XXI века перед школьными учителями стоит задача сохранения российских традиционных ценностей, которые вот уже много веков транслируются культурой Православия. Об особой воспитательной роли православной культуры сегодня говорится во многих педагогических источниках. В практике работы школ традиции православной культуры рассматриваются в содержании программ таких предметов, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозной культуры и светской этики», и в ряде других. Темы, связанные с православной музыкальной культурой, отражены в определенных модулях предмета «Музыка». Анализ содержания программ названных предметов дает основание говорить о том, что формирование представлений у обучающихся относительно особенностей православной культуры, в том числе и музыкальной, требует определенного универсального подхода, помогающего учителям не только предметной области «Искусство», но и других предметных областей успешно использовать материал по Православию с единых методических позиций на разных школьных предметах. Целью данной статьи является представление образовательного модуля, способствующего освоению обучающимся художественных ценностей музыкальной культуры Православия как основы музыкальной культуры нашей страны. Освоение обучающимися примеров такой культуры будет способствовать не только расширению их музыкального опыта, но и формированию представлений о ее духовных ценностях. Рассмотренный в статье модуль включает темы занятий, перечень практических заданий, проверочные материалы. Темы модуля могут быть использованы учителями истории, ИЗО, музыки, основ духовно-нравственной культуры народов России и основ религиозной культуры и светской этики с целью расширения содержания различных предметов для формирования ценностного отношения обучающихся к художественной культуре Православия
Ключевые слова: музыкальная культура; художественные ценности; православная культура; Православие; образовательный модуль; образовательный процесс; методика преподавания музыки; школьники; общеобразовательные учебные заведения; уроки музыки
Abstract: In the third decade of the 21st century, schoolteachers are faced with the task of preserving Russian traditional values, which have been transmitted by the culture of Orthodoxy for many centuries. The special educational role of Orthodox culture is mentioned in many pedagogical sources today. In the practice of schools, the traditions of Orthodox culture are considered in the content of the programs of such subjects as “Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia”, “Fundamentals of religious culture and secular ethics” et al. Topics related to Orthodox musical culture are reflected in certain modules of the subject “Music”. The analysis of the content of the programs of these subjects gives reason to say that the formation of students’ ideas about the peculiarities of Orthodox culture, including music, requires a certain universal approach that helps teachers not only in the subject area “Art”, but also in other subject areas to successfully use the material on Orthodoxy from a single methodological position in different school subjects. The purpose of this article is to present an educational module that helps students to master the artistic values of the musical culture of Orthodoxy as the basis of the musical culture of our country. The development of examples of such culture by students will contribute not only to the expansion of their musical experience, but also to the formation of ideas about its spiritual values. The module presented in the article includes the topics of classes, a list of practical tasks, and test materials. The topics of the module can be used by teachers of history, music, the foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia and the foundations of religious culture and secular ethics in order to expand the content of various subjects to form students’ value attitude to the artistic culture of Orthodoxy
Key words: musical culture; artistic values; Orthodox culture; Orthodoxy; educational module; educational process; music teaching methodology; pupils; general education institutions; music lessons

Для цитирования:

Падерина, Ю. А. Музыкальная культура Православия в образовательном модуле на уроках основной школы / Ю. А. Падерина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 184-190.

For citation

Paderina, Yu. A. (2024). Musical Culture of Orthodoxy in the Educational Module at Basic School Lessons // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 184-190.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.