Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность проблемы профессиональной идентичности будущих ветеринарных врачей обусловлена необходимостью подготовки выпускников, обладающих не только профессиональной компетенцией, но и высокой мотивацией работать по профессии в агропромышленном комплексе. Проблема становления профессиональной идентичности будущих ветеринаров решается с позиции аксиологического подхода. В работе предпринята попытка выяснить, какие аспекты профессиональной идентичности являются важными для будущих ветеринаров и как меняются их представления о профессиональной идентичности в процессе обучения в вузе на основе анализа их профессиональных ценностей. Целью исследования стало проведение анализа структуры профессиональной идентичности будущих ветеринарных врачей на начальном и завершающем этапах профессиональной подготовки в аграрном вузе. В исследовании приняли участие обучающиеся 1 и 5 курсов по специальности 36.05.01 «Ветеринария» Омского государственного аграрного университета. Посредством анкетирования была собрана информация для изучения структуры профессиональной идентичности будущих ветеринаров, ответы респондентов подверглись факторному анализу, данные были обработаны с применением компьютерной программы GraphPadPrism (версия 9.4.0). Оценка внутренней согласованности главных компонент была проведена путем вычисления коэффициента альфа Кронбаха. На основе полученных данных была описана структура профессиональной идентичности обучающихся на разных этапах профессиональной подготовки. Были выявлены значительные различия в компонентах, составляющих профессиональную идентичность, и в их относительной значимости у первокурсников и старшекурсников. Были установлены двухкомпонентная структура профессиональной идентичности у обучающихся 1 курса и трехкомпонентная структура у обучающихся 5 курса. Наибольшую важность для первокурсников имеет компонент «Сбалансированный профессионализм», а для пятикурсников – «Профессиональное благополучие». Профессиональные цели и мотивация обучающихся меняются от ориентированности на связанные с профессией внутренние мотивы и ценности на 1 курсе к гармоничному сочетанию внутренних и внешних целей и мотивов на 5 курсе. К 5 курсу происходит усложнение структуры профессиональной идентичности за счет компонента «Профессиональная устойчивость», что подтверждает более осознанное отношение к профессии и понимание профессиональных вызовов у выпускников. Проведенное исследование расширяет понимание ключевых ценностей и их трансформации в процессе становления профессиональной идентичности будущих ветеринаров.
Ключевые слова: профессиональная идентичность; подготовка ветеринарных врачей; ветеринарные врачи; ветеринары; аграрные вузы; образовательный процесс; профессиональные ценности; ветеринарная медицина; аксиологический подход
Abstract: The relevance of the issues of professional identity among future veterinarians is determined by the need to train graduates who possess not only professional competence but also have a strong motivation to work in the profession of their education in the agro-industrial complex. The problem of developing professional identity in future veterinarians is addressed from an axiological perspective. The authors attempt to identify which aspects of professional identity are important for future veterinarians and how their perceptions of professional identity change during their university education based on an analysis of their professional values. The study aimed to analyze the structure of professional identity among future veterinarians at the beginning and the end of their professional training in an agricultural university. The participants of the study are students in their first and fifth years of the Veterinary Medicine program (36.05.01) at Omsk State Agrarian University. The data were collected through a questionnaire to study the structure of professional identity in future veterinarians. The responses were subjected to factor analysis, and the data were processed using the GraphPadPrism software (version 9.4.0). Internal consistency of the main components was assessed by calculating Cronbach’s alpha coefficient. Based on the obtained data, the structure of professional identity among students at different stages of professional training was described. Significant differences were found in the components constituting professional identity and their relative importance between first-year and fifth-year students. The study reveals a two-component structure of professional identity in first-year students, and a three-component structure in fifth-year students. The component “Balanced Professionalism” is of biggest importance for first-year students, while “Professional Well-being” is the most important for fifth-year students. The students’ professional goals and motivation shift from an orientation towards profession-related intrinsic motives and values in the first year to a balanced combination of intrinsic and extrinsic goals and motives in the fifth year. By the fifth year of studies, the structure of professional identity becomes more complex due to the inclusion of the “Professional Sustainability” component, which indicates a deeper understanding of the profession and its challenges among graduates. The study reveals students’ key values and their transformation in the process of building professional identity during university training.
Key words: professional identity; training of veterinarians; veterinarians; veterinarians; agricultural universities; educational process; professional values; veterinary medicine; axiological approach

Для цитирования:

Куламихина, И. В. Динамика профессиональной идентичности будущих ветеринарных врачей в процессе обучения в аграрном вузе: анализ ключевых ценностей и мотивов / И. В. Куламихина, Ж. Б. Есмурзаева, В. В. Галкина, В. В. Дежнева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 209-221.

For citation

Kulamikhina, I. V., Esmurzaeva, Zh. B., Galkina, V. V., Dezhneva, V. V. (2024). Dynamics of Professional Identity of Future Veterinarians in the Process of Studies at an Agricultural University: Analysis of Key Values and Motives // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 209-221.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.