Архив журнала
Сравнительный анализ развития эмоционального интеллекта подростков-геймеров в России и Индии
- 22
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Изучению психологических особенностей подростков, проводящих более восьми часов в день в Интернете, классифицированных как «геймеры», посвящено большое количество исследований как российских, так и зарубежных психологов. Однако кросс-культурных исследований, включающих анализ развития эмоционального интеллекта подростков, не проводилось, тогда как глобальность проблемы влияния цифровых технологий на психологию подростка представляет мировой масштаб. Эмоциональный интеллект, создающий основу конструктивной коммуникации и возможности самовыражения, является предметом внимания психологов России и Индии. Определение особенностей эмоционального интеллекта в зависимости от территории проживания подростков-геймеров позволяет сформировать представления о влиянии Интернета на эмоциональное развитие. Цель исследования состоит в проведении сравнительного анализа развития эмоционального интеллекта подростков-геймеров в России и Индии. Методы исследования включают в себя следующий перечень: авторская анкета, направленная на определение цели и количества времени, проводимого в Интернете, и методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холла; метод сравнительного анализа; метод констатирующего эксперимента; метод сопоставления. Научная новизна состоит в расширении и углублении представлений о различиях развития эмоционального интеллекта подростков-геймеров из России и Индии в разрезе парциального и интегрального эмоционального интеллекта. Значимость исследования заключается в определении специфических особенностей развития парциального и интегрального эмоционального интеллекта подростков-геймеров, проживающих в России и Индии, как с точки зрения углубленного изучения теоретического материала по поставленной проблеме и его систематизации, так и с точки зрения результатов, обладающих практической значимостью в области расширения представлений о различиях в уровне развития эмоционального интеллекта в зависимости от территориальной принадлежности. В результате определены различия в уровне развития парциального и интегрального эмоционального интеллекта у подростков-геймеров из России и Индии, большинство которых воспитываются в неполных семьях. Подростки из России, имея более низкие значения по уровню эмоционального интеллекта, чем подростки из Индии, обладают следующими психологическими особенностями, выступающими ресурсами в его развитии: способны распознавать эмоции и общее эмоциональное состояние окружающих людей; стараются управлять и взаимодействовать с эмоциональными состояниями собеседника, а также оказывать влияние на эмоции окружающих людей, тем самым снижая их интенсивность. Подростки-геймеры из Индии имеют следующие особенности в развитии эмоционального интеллекта: способны принимать ответственность за результат того или иного действия при наступлении качественно новых условий, сопровождающих процесс осуществления этого действия. Таким образом, различия в развитии эмоционального интеллекта подростков-геймеров из России и Индии носят не количественный, а качественный уровень и связаны с проявлениями эмоций в процессе общения или в его завершении.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; парциальный эмоциональный интеллект; интегральный эмоциональный интеллект; подростки-геймеры; психология подростков; психологические особенности подростков; интернет-технологии; интернет-коммуникации; интерне-пространство; кросс-культурные исследования
Abstract: A large number of studies by both Russian and foreign psychologists have been devoted to the study of psychological characteristics of teenagers who spend more than eight hours a day on the Internet, classified as “gamers”. However, cross-cultural studies that include an analysis of the development of emotional intelligence in teenagers have not been conducted, while the global nature of the problem of the influence of digital technologies on the psychology of a teenager is of a global scale. Emotional intelligence, which creates the basis for constructive communication and the possibility of self-expression, is the subject of attention of psychologists in Russia and India. Determining the characteristics of emotional intelligence depending on the territory of residence of teenage gamers allows us to form an idea of the influence of the Internet on emotional development. The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of the development of emotional intelligence of teenage gamers in Russia and India. The research methods include the following list: the author’s questionnaire aimed at determining the purpose and amount of time spent on the Internet and the technique for assessing emotional intelligence by N. Hall; comparative analysis method; ascertaining experiment method; comparison method. The scientific novelty consists in expanding and deepening the understanding of the differences in the development of emotional intelligence of teenage gamers from Russia and India in terms of partial and integral emotional intelligence. The significance of the study lies in determining the specific features of the development of partial and integral emotional intelligence of teenage gamers living in Russia and India, both from the point of view of an in-depth study of the theoretical material on the problem and its systematization, and from the point of view of the results that have practical significance in the field of expanding ideas about the differences in the level of development of emotional intelligence depending on territorial affiliation. As a result, differences in the level of development of partial and integral emotional intelligence in teenage gamers from Russia and India, most of whom are brought up in single-parent families, were determined. Teenagers from Russia, having lower values in the level of emotional intelligence than teenagers from India, have the following psychological features that act as resources in its development: they are able to recognize emotions and the general emotional state of people around them; try to manage and interact with the emotional states of the interlocutor, as well as influence the emotions of the people around them, thereby reducing their intensity. Teenage gamers from India have the following features in the development of emotional intelligence: they are able to accept responsibility for the result of a particular action when qualitatively new conditions occur that accompany the process of implementing this action. Thus, the differences in the development of emotional intelligence of teenage gamers from Russia and India are not quantitative, but qualitative and are associated with the manifestation of emotions during communication or at its end.
Key words: emotional intelligence; partial emotional intelligence; integral emotional intelligence; teenage gamers; adolescent psychology; psychological characteristics of adolescents; Internet technologies; Internet communications; Internet space; cross-cultural studies
Для цитирования:
Токарева, Ю. А. Сравнительный анализ развития эмоционального интеллекта подростков-геймеров в России и Индии / Ю. А. Токарева, А. С. Аристова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 374-383.
For citation
Tokareva, Yu. A., Aristova, A. S. (2024). Comparative Analysis of Emotional Intelligence Development of Teenage Gamers in Russia and India // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 374-383.