Вам может быть интересно:
Архив журнала
Личностное развитие студентов: сравнительный анализ семантических характеристик внутриличностного контекста
- 22
- Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье поднимается проблема выявления уровня личностного развития студентов в разные периоды обучения. Автору статьи представляется возможным использовать для решения проблемы анализ и сравнение семантических характеристик внутриличностного контекста, репрезентированного в речевом поведении. Цель статьи – выявить и описать на основе сравнительного анализа семантических характеристик внутриличностного контекста особенности лексико-семантических и морфосинтаксических паттернов речевого поведения студентов на разных этапах личностного развития в условиях образовательного процесса.
В исследовании, проводившемся в течение 2022–2023 гг., принимали участие студенты ((N = 551, М = 20,6), в том числе: 1-го курса – 333 чел. (М = 19,7) и 3-го курса – 218 чел. (М = 21,6)) двух университетов Екатеринбурга. Полученные в ходе исследования методом репертуарных решеток данные были обработаны с помощью компьютерной системы «КЕЛЛИ» и с применением методов математической обработки, что позволило установить особенности системы представлений о взаимоотношении с другими людьми, определить уровень эмоционального напряжения и выявить систему жестко связанных конструктов студентов на 1-м и 3-м курсах. Далее полученные данные были подвергнуты обработке методом контент-анализа и на основе сравнительного анализа предоставили возможность обнаружить различия в семантике и прагматике характеристик значимого окружения и себя, наиболее ценные и осуждаемые характеристики людей, особенности проявления профессиональной речевой культуры на морфологическом, лексическом, синтаксическом и стилистическом уровнях, выявлены отдельно для 1-го и 3-го курса семантическое ядро и тематические группы лексического пространства.
Результаты сравнительного анализа могут стать основой диагностики личностного развития студентов на разных этапах обучения и основой проектирования педагогических технологий, направленных на формирование просоциальных моделей поведения, профессиональной культуры.
Ключевые слова: паттерны речевого поведения; речевое поведение; студенты; личность студента; личностное развитие; профессиональная речевая культура; межличностные отношения; сравнительный анализ; семантические характеристики; внутриличностный контекст
Abstract: The article raises the problem of identifying the level of personal development of students in different periods of study. To solve the problem, the author of the article finds it possible to use the analysis and comparison of the semantic characteristics of the internal psychological context represented in speech behavior. The purpose of the article is to identify and describe, on the basis of a comparative analysis of the semantic characteristics of the internal psychological context, the features of lexical-semantic and morphosyntactic patterns of students at different stages of personal development in the educational process.
The study, conducted during 2022–2023, involved students (N = 551, M = 20,6) of the first (N = 333, M = 19,7) and third (N = 218, M = 21,6) courses of two universities in Ekaterinburg. The data obtained in the course of the study by the method of repertoire grids were processed using the “KELLY” computer system and using mathematical processing methods, which made it possible to establish the features of the system of ideas about relationships with other people, to determine the level of emotional tension and to identify the system of rigidly connected constructs of students in the 1st and 3rd years. Further, the data obtained were processed by the method of content analysis and, on the basis of comparative analysis, provided an opportunity to identify differences in the semantics and pragmatics of the characteristics of the significant environment and oneself, the most valuable and condemned characteristics of people, the features of the manifestation of professional speech culture at the morphological, lexical, syntactic and stylistic levels, the semantic core and thematic groups of lexical Space.
The results of comparative analysis can become the basis for diagnosing the personal development of students at different stages of training and become the basis for designing pedagogical technologies aimed at the formation of prosocial models of behavior and professional culture.
Key words: speech behavior patterns; speech behavior; students; student personality; personal development; professional speech culture; interpersonal relationships; comparative analysis; semantic characteristics; intrapersonal context
Для цитирования:
Вершинина, Т. С. Личностное развитие студентов: сравнительный анализ семантических характеристик внутриличностного контекста / Т. С. Вершинина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 339-352.
For citation
Vershinina, T. S. (2024). Personal Development of Students: Comparative Analysis of Semantic Characteristics of the Internal Psychological Context // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 339-352.