Файл статьи: PDF
Аннотация: С позиции парадигмального подхода, позволяющего наиболее полно и корректно описать изменения методов обучения в современной образовательной среде, имеющей стойкие характеристики перехода в цифровую образовательную среду, поставлен вопрос о необходимости трансформации методической подготовки современного учителя. При этом выделена проблема, состоящая в исследовании сущности этой трансформации для обеспечения успешности осуществления учителем методической деятельности при расширении профессиональных функций в условиях развития информационно-образовательной среды. В рамках выделенной проблемы поставлена цель исследования, которая состоит в указании значимого профессионального умения, необходимого современному педагогу для успешного осуществления им профессиональной деятельности в условиях развития средств и функций образовательной среды, а также при расширении диапазона профессиональных функций учителя. Обосновано, что сущность трансформации методической подготовки современного учителя для подготовки его к осуществлению профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде состоит в формировании особого интегративного умения «грамотно выбирать и конструировать методы обучения в связке указанных элементов методической системы». Выделение указанного умения основано на теоретическом анализе и концептуальном синтезе научных результатов, посвященных исследованию сущности развития методов и установлению тенденций их изменения в различных системах образования, а также обобщении опыта информатизации отечественной и зарубежной школы. Для формирования выделенного умения определена значимость самоописания метода и указаны особые методы – методы конвенциально-ролевой рефлексии. Описан вариант структуры и содержания диагностики сформированности умения грамотно выбирать и конструировать методы в связке указанных элементов методической системы при условии использования временного лага.
Ключевые слова: парадигмальный подход; методы обучения; профессиональные умения; рефлексия; учителя; методическая деятельность; образовательный процесс; методическая подготовка; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда
Abstract: From the standpoint of the paradigmatic approach, which allows the most complete and correct description of changes in teaching methods in the modern educational environment, which has persistent characteristics of the transition to the digital educational environment, the question of the need to transform the methodological training of a modern teacher is raised. At the same time, the problem is highlighted, consisting in the study of the essence of this transformation to ensure the success of the teacher’s methodological activity while expanding professional functions in the context of the development of the information and educational environment. Within the framework of the highlighted problem, the goal of the study is set, which consists in indicating the significant professional skill necessary for a modern teacher to successfully carry out his professional activity in the context of the development of the means and functions of the educational environment, as well as when expanding the range of professional functions of the teacher. It is substantiated that the essence of the transformation of the methodological training of a modern teacher to prepare him for the implementation of professional activity in the digital educational environment consists in the formation of a special integrative ability “to competently select and design teaching methods in conjunction with the specified elements of the methodological system”. The allocation of the specified skill is based on theoretical analysis and conceptual synthesis of scientific results devoted to the study of the essence of the development of methods and the establishment of trends in their change in various education systems, as well as generalization of the experience of informatization of domestic and foreign schools. For the formation of the allocated skill, the significance of self-description of the method is determined and special methods are indicated – methods of conventional-role reflection. A version of the structure and content of diagnostics of the formation of the ability to competently select and design methods in the bundle of the specified elements of the methodological system is described, provided that a time lag is used.
Key words: paradigmatic approach; teaching methods; professional skills; reflection; teachers; methodological activity; educational process; methodological training; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment

Для цитирования:

Семенова, И. Н. О трансформации методической подготовки учителя в условиях цифровизации образовательной среды / И. Н. Семенова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 328-338.

For citation

Semenova, I. N. (2024). On the Transformation of Methodological Training of a Teacher in the Conditions of Digitalization of the Educational Environment // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 328-338.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.