Вам может быть интересно:
Архив журнала
Литературный обзор актуальных вопросов инклюзивного образования в России
- 44
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Критически рассмотрены свидетельства актуальных вопросов по теме инклюзии в российском образовании. По заданным критериям в библиографических базах данных научного цитирования с 2013 по 2024 гг. было отобрано 154 источника, обзор которых продемонстрировал ряд вызовов в отношении формирования мотивационно-ценностного отношения к инклюзии, образовательных компетенций и среды, что задает тенденцию к обсуждению скорее не всеобщей, но ответственной и целесообразной инклюзии. Литературный обзор выявил ряд актуальных вопросов: инклюзивных моделей, мотивационно-ценностного отношения к инклюзии, инклюзивных компетенций и инклюзивной среды. В целом, несмотря на широко признаваемые преимущества инклюзивного образования, эта тема освещается в литературе с некоторой осторожностью и справедливым указанием на ее ограничения. В этой связи на текущем этапе развития инклюзивной тенденции в России более уместно использовать риторику «ответственной» и «целесообразной» инклюзии, нежели инклюзии «для всех».
Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда; особые образовательные потребности; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; образовательные компетенции; российское образование
Abstract: This is a critical review of the literature on inclusive education in Russia. According to the given criteria, 154 sources published from 2013 to 2024 were selected in the bibliographic databases of scientific citation. A number of themes such as challenges in motivational attitudes, educational competencies and environment were identified suggesting a trend towards promoting a responsible and feasible inclusive education rather than universal inclusion. The literature review revealed a number of relevant issues: inclusive models, motivational and value-based attitudes towards inclusion, inclusive competencies and an inclusive environment. In general, despite the widely recognized advantages of inclusive education, this topic is covered in the literature with some caution and fair indication of its limitations. In this regard, at the current stage of development of the inclusive trend in Russia, it is more appropriate to use the rhetoric of “responsible” and “appropriate” inclusion, rather than inclusion “for all”.
Key words: inclusion; inclusive education; inclusive educational environment; special educational needs; disabilities; limited health opportunities; educational competencies; Russian education
Для цитирования:
Юзар, В. В. Литературный обзор актуальных вопросов инклюзивного образования в России / В. В. Юзар, Н. В. Карпова, А. Ю. Бондарева, К. Н. Глазунова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 406-418.
For citation
Juzar, V. V., Karpova, N. V., Bondareva, A. Yu., Glazunova, K. N. (2024). Literature Review of Current Issues of Inclusive Education in Russia // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 406-418.