Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье затрагиваются вопросы социально-коммуникативного развития ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как базы его психофизического и компенсаторного развития. Авторы поднимают проблему дефицита диагностического инструментария, позволяющего изучить состояние базовых коммуникативных умений детей раннего возраста с ОВЗ, ставят целью определение и конкретизацию параметров изучения их сформированности. В качестве методов исследования выступили анализ и рефлексия теоретических источников по рассматриваемой проблеме. Эмпирическое исследование состояния коммуникативных умений детей раннего возраста с ОВЗ осуществлялось с помощью метода наблюдения. В нем приняли участие 62 ребенка раннего возраста с нарушениями зрения. Авторская программа наблюдения включала 3 основных раздела (параметра наблюдения) и предполагала изучение 32-х коммуникативных умений каждого ребенка. В статье уточнено понятие коммуникативных умений, определены основные их группы, представлен ряд предикторов низкого уровня коммуникативного развития детей раннего возраста с ОВЗ. Авторы доказывают актуальность разработки диагностического инструментария для изучения коммуникативных умений детей данной категории, предлагают собственную программу наблюдения, позволяющую детализировать проявления коммуникативного поведения детей. Теоретическую и практическую значимость представляют выделение и подробное описание трех уровней коммуникативных умений детей раннего возраста с ОВЗ: оптимального, достаточного, недостаточного, что может служить основой для разработки дифференцированных программ социально-коммуникативного развития детей раннего возраста с ОВЗ. Материалы статьи могут быть использованы для дальнейшего исследования условий, содержания, методики коррекционной работы по развитию коммуникативных умений детей раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза.
Ключевые слова: коммуникативные умения; структура коммуникативных умений; социально-коммуникативное развитие; ранний возраст; дети раннего возраста; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья; диагностика коммуникативных умений; диагностический инструментарий
Abstract: This article deals with the issues of social and communicative development of an early age child with disabilities as the basis of his psychophysical and compensatory development. The authors raise the problem of a shortage of diagnostic tools that allow to study the state of basic communicative skills of young children with disabilities, aim to determine and specify the parameters of studying their formation. The research methods were the analysis and reflection of theoretical sources and normative documents on the problem under consideration. An empirical study of the state of communication skills of young children with disabilities was carried out using the observation method. 62 young children with visual impairments took part in it. The author’s observation program included 3 main sections (observation parameters), concretized into 8 components, and assumed the study of 32 communicative skills of each child. The article clarifies the concept of communicative skills, identifies their main groups, and presents a number of predictors of low level of communicative development of young children with disabilities. The authors prove the relevance of developing diagnostic tools for studying the communicative skills of children in this category, and offer their own monitoring program that allows to detail the manifestations of children’s communicative behavior. Of theoretical and practical importance is the identification and detailed description of three levels of communicative skills of young children with disabilities: optimal, sufficient, insufficient, which can serve as a basis for the development of differentiated programs for the social and communicative development of young children with disabilities. The materials of the article can be used for further research of the conditions, content, and methods of correctional work on the development of communicative skills of young children with various variants of dysontogenesis.
Key words: communicative skills; structure of communicative skills; social and communicative development; early age; young children; disabilities; limited health opportunities; children with disabilities; diagnostics of communicative skills; diagnostic tools

Для цитирования:

Осипова, Л. Б. Диагностика коммуникативных умений детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / Л. Б. Осипова, Л. А. Дружинина, Е. В. Шереметьева, Л. М. Лапшина, М. С. Коробинцева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 392-405.

For citation

Osipova, L. B., Druzhinina, L. A., Sheremeteva, E. V., Lapshina, L. M., Korobintseva, M. S. (2024). Diagnostics of Communication Skills of Young Children with Disabilities // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 392-405.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.