Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена модель взаимодействия субъектов системы «вуз-школа», направленная на решение проблемы кадрового дефицита педагогических работников. Основной замысел исследования заключается в том, что педагогическая практика обладает потенциалом для закрепления в профессии будущих учителей и составляет содержательную основу взаимодействия субъектов региональной системы образования. Эта идея была сформулирована в ходе эмпирического исследования, проведенного с руководителями и педагогическими работниками 226 образовательных организаций. Модель взаимодействия субъектов системы «вуз-школа» включает совокупность компонентов: целевого, содержательно-процессуального, результативного, которые проектировались, наполнялись содержанием, оценивались и оформлялись совместно всеми участниками проекта «Учитель – наставник студента» с учетом результатов проведенного анкетирования по изучению мнений работодателей о качестве подготовки выпускников педагогического университета. Представленная модель апробирована в Волгоградской области в ходе разработки межведомственной региональной Программы «Педагогические кадры для региона» на 2025–2029 гг. В предлагаемой модели образовательные организации являются равноправными партнерами университета. В случае целесообразно выстроенного взаимодействия, с учетом потребностей в будущих молодых педагогах и желания участвовать в их подготовке обеспечивается высокое качество практической подготовки будущих педагогов. В рамках педагогической практики студентов модель взаимодействия субъектов системы «вуз-школа» может стать драйвером в решении кадрового дефицита педагогических работников.
Ключевые слова: модели взаимодействия; педагогические вузы; общеобразовательные учебные заведения; студенты; педагогическая практика; работодатели; трудоустройство; цифровая среда; цифровые технологии
Abstract: The article presents a model of interaction between subjects of the “university – school” system, aimed at solving the problem of shortage of teaching staff. The main idea of the study is that pedagogical practice has the potential to consolidate future teachers in the profession and constitutes the substantive basis for the interaction of subjects of the regional education system. This idea was formulated in the course of an empirical study conducted with the heads and teaching staff of 226 educational organizations. The model of interaction between the subjects of the “university – school” system includes a set of components: target, content-process, and result-based, which were designed, filled with content, assessed, and formalized jointly by all participants of the “Teacher – Student Mentor” project, taking into account the results of the survey conducted to study the opinions of employers about the quality of training of graduates of the pedagogical university. The presented model was tested in the Volgograd region during the development of the interdepartmental regional Program “Teaching Personnel for the Region” for 2025–2029. In the proposed model, educational organizations are equal partners of the university. In the case of appropriately structured interaction, taking into account the needs of future young teachers and the desire to participate in their training, high quality practical training of future teachers is ensured. As part of students’ teaching practice, the model of interaction between subjects of the “university – school” system can become a driver in solving the shortage of teaching staff.
Key words: interaction models; pedagogical universities; general education institutions; students; teaching practice; employers; employment; digital environment; digital technologies

Для цитирования:

Жадаев, Ю. А. Модель взаимодействия субъектов системы «вуз-школа» в процессе педагогической практики студентов / Ю. А. Жадаев, Т. С. Бурякова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 318-327.

For citation

Zhadaev, Yu. A., Buryakova, T. S. (2024). The “University – School” Model of Subject-Subject Interaction in the Process of Teaching Practice for Students // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 318-327.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.