Файл статьи: PDF
Аннотация: В представленном материале авторы обращаются к таким понятиям, как общая, предметная, частная, или авторская, методики. При этом утверждается, что частная методика оказывается более объемной, поскольку включает в себя не только принципы, формы и методы (из арсенала общей методики), но и отражает специфику учебного предмета, возрастные особенности обучаемых, конкретные приемы и технологии, реализуемые в авторском подходе к обучению. С этих позиций дана характеристика программы дополнительного образования для младших школьников «Художественная культура Урала». Задачи программы объединены в две группы (учебно-познавательные и социально-ориентационные), что позволяет опираться на материал уроков по соответствующей тематике и при этом выходить за пределы учебной программы и учебного (школьного) пространства. Содержание программы включает четыре раздела, реализуя полихудожественный подход в обучении: «Мифология древнего Урала»; «Декоративно-прикладное искусство Урала»; «Екатеринбург: зодчество и дизайн»; «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал». Непосредственная практика проведения этих занятий, кроме привычных фронтальных групповой и индивидуальной форм, реализуется через экскурсии, квесты, проектную, игровую, соревновательную деятельность детей, что делает данную программу содержательно насыщенной, эмоционально привлекательной, вариативной для творческих проявлений обучающихся. В результате освоения такой программы у школьников формируется познавательный интерес к образам и изделиям, отражающим специфику истории и развития своей области, осваивается соответствующая лексика, развивается художественный вкус и т. д., что является основой для восприятия мирового художественного наследия.
Ключевые слова: художественная культура Урала; программа внеурочной деятельности; начальная школа; младшие школьники; изобразительное искусство; художественное наследие; художественный вкус
Abstract: In the presented material, the authors refer to such concepts as general, subject, private, or author’s methods. At the same time, it is argued that the private methodology turns out to be more voluminous, since it includes not only principles, forms and methods (from the arsenal of general methodology), but also reflects the specifics of the educational subject, the age characteristics of the trainees, specific techniques and technologies implemented in the author’s approach to learning. From these positions, the description of the program of additional education for younger schoolchildren “Artistic culture of the Urals” is given. The objectives of the program are combined into two groups (educational and cognitive and socio-orientation), which allows you to rely on the material of lessons on the relevant topic, and at the same time go beyond the curriculum and the educational (school) space. The content of the program includes four sections, implementing a multi-artistic approach to teaching: “Mythology of the ancient Urals”; “Decorative and Applied Art of the Urals”; “Ekaterinburg: architecture and design”; “When they talk about Russia, I see my blue Urals”. The direct practice of conducting these classes, in addition to the usual frontal group and individual forms, is realized through excursions, quests, project, game, and competitive activities of children, which makes this program rich in content, emotionally attractive, and variable for creative manifestations of students. As a result of mastering such a program, students develop a cognitive interest in images and products reflecting the specifics of the history and development of their field, master the appropriate vocabulary, develop artistic taste, etc., which is the basis for the perception of the world’s artistic heritage.
Key words: artistic culture of the Urals; extracurricular activities program; primary school; junior schoolchildren; fine arts; artistic heritage; artistic taste

Для цитирования:

Коротаева, Е. В. Методические основы занятий по изобразительному искусству в формировании представлений младших школьников о художественной культуре Урала / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина, Н. Г. Куприна. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 118-123.

For citation

Korotaeva, E. V., Andryunina, A. S., Kuprina, N. G. (2024). Methodological Foundations of Classes in Fine Arts in the Formation of Ideas of Younger Schoolchildren about the Artistic Culture of the Urals // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 118-123.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.