Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты использования цифровых следов для оценивания аналитических умений студентов. Продуктивным нам представляется развитие представлений об аналитических умениях в направленном поиске связей как структурных компонентов с целью выявления наиболее важных среди них. Цель нашего исследования состояла в экспериментальной проверке возможности использования цифровых следов, представляющих собой суждения студентов, высказанные на вопросы онлайн-теста, содержащих ситуацию выбора, для оценивания их аналитических умений. В качестве методов исследования были использованы анализ исследований отечественных и зарубежных ученых, онлайн-тестирование, анализ цифровых следов, статистические методы. Значимость результатов исследования обусловлена продемонстрированной возможностью применять анализ цифровых следов для выявления сформированности аналитических умений. Сделан вывод о том, что прочтение и анализ текста не только выступают как выполнение самостоятельной работы, направленной на развитие аналитических умений, но и позволяют делать выводы о сформированности аналитических умений у студентов. Проведенный анализ показал, что многие студенты не осознавали причинно-следственную связь, высказывали поверхностные суждения; приводили недостаточно аргументов при обосновании своего выбора. Коэффициент корреляции между умением выбирать и умением обосновывать свои решения (умение приводить аргументы, выявлять риски) составляет -0,44, что соответствует умеренной связи, т. е. студенты могли принимать решение на основе факторов, отличных от приведенных. Обосновывая выбор, 71% первокурсников показали низкий и ниже среднего уровни аналитических способностей. Полученные выводы требуют продолжения исследования со студентами в том числе других направлений обучения и в других вузах. Проведенные исследования позволят более эффективно развивать аналитические умения у студентов.
Ключевые слова: педагогические вузы; студенты-педагоги; первокурсники; аналитические умения; цифровые следы; анализ текста; обоснование выбора; умение приводить аргументы; цифровые технологии; онлайн-тесты; онлайн-тестирование
Abstract: The article presents the results of using digital footprints to evaluate students’ analytical skills. It seems to us productive to develop ideas about analytical skills in the directed search for connections as structural components in order to identify the most important among them. The purpose of our study was to experimentally test the possibility of using digital traces representing students’ judgments expressed on online test questions containing a choice situation to assess their analytical skills. The research methods used were the analysis of research by domestic and foreign scientists, online testing, digital trace analysis, and statistical methods. The significance of the research results is due to the demonstrated ability to use digital trace analysis to identify the formation of analytical skills. It is concluded that reading and analyzing the text can not only act as an independent work aimed at developing analytical skills, but also allows you to draw conclusions about the formation of analytical skills among students. The analysis showed that many students did not realize the causal relationship, expressed superficial judgments; they did not give enough arguments to justify their choice. The correlation coefficient between the ability to choose and the ability to justify their decisions (the ability to make arguments, identify risks) is 0,44, corresponds to a moderate relationship, i.e. students could make a decision based on factors other than those given. Justifying the choice, 71% of first-year students showed low and below average levels of analytical abilities. The findings require continued research with students, including in other areas of study and at other universities. The conducted research will allow to develop the analytical skills students more effectively.
Key words: pedagogical universities; student teachers; first-year students; analytical skills; digital traces; text analysis; justification of choice; ability to present arguments; digital technologies; online tests; online testing

Для цитирования:

Матвеева, Е. П. Об аналитических умениях первокурсников педагогического вуза / Е. П. Матвеева, Е. С. Кощеева, С. В. Омельченко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 65-76.

For citation

Matveeva, E. P., Kosheeva, E. S., Omelchenko, S. V. (2024). About the Analytical Skills of First-Year Students of a Pedagogical University // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 65-76.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.