Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлен компетентностный подход как альтернатива ролевому подходу к организации профориентации в психолого-педагогических классах на примере проекта «Мастерские роста. Педагогические классы». Данный проект является откликом на резкую нехватку педагогических кадров в современном образовании, с одной стороны, и неуверенное самоопределение старшеклассников в отношении принятия профессиональной роли учителя или воспитателя – с другой. В основе методологии проекта лежат гуманистические идеи, связанные с развитием самостоятельности человека (К. Н. Поливанова), агентности (П. С. Сорокин), личностного потенциала (Д. А. Леонтьев) и с педагогикой успеха (Е. И. Казакова). Методология строится на проектной гипотезе о том, что профильную подготовку необходимо вести не столько с ориентацией на предполагаемую будущую профессиональную роль (школьного учителя или воспитателя детского сада), сколько с ориентацией старшеклассников на развитие педагогических навыков для работы в сфере когнитивных наук и социального взаимодействия. К ключевым педагогическим навыкам в рамках профессиональных проб относятся: наставничество, организация событий, проектирование, исследование, чтение и саморазвитие, командная работа. По результатам реализации первого года проекта установлено, что в педагогических классах подростки чаще выбирают задания, связанные с проектированием средовых решений или организацией событий, и реже выбирают задачи, связанные с чтением, саморазвитием и исследовательской деятельностью. Поскольку основная гипотеза проекта связана с «компетентностной профориентацией» (организация профессиональных проб педагогических умений и компетенций), можно предполагать, что реализация программы «Мастерские роста. Педагогические классы» приведет к долгосрочным ожидаемым эффектам на уровне ученика, школы и системы профессионального образования региона и РФ.
Ключевые слова: профориентация школьников; профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; выбор профессии; профориентационная работа; старшеклассники; компетентностный подход; педагогические навыки; психолого-педагогические классы; мастерские роста; личностный потенциал; педагогика успеха; профессиональные пробы; профессиональная идентичность
Abstract: The article presents a competence-based approach as an alternative to the role-based approach to organising career guidance in psycho-pedagogical classes, using the project “Growth Workshops. Programme for future teachers”. This project is a response to the acute shortage of pedagogical staff in modern education, on the one hand, and the uncertain self-determination of high school students in accepting the professional role of a teacher or educator, on the other. The methodology of the project is based on humanistic ideas related to the development of human autonomy (K. N. Polivanova), agency (P. S. Sorokin), personal potential (D. A. Leontiev) and pedagogy of success (E. I. Kazakova). The methodology is based on the project hypothesis that the profile training should be conducted not so much with an orientation to the expected future professional role (school teacher or kindergarten teacher), but with an orientation of high school students to the development of pedagogical skills for work in the field of cognitive sciences and social interaction. The key teaching skills in the vocational samples include: mentoring, event organisation, design, research, reading and personal development, teamwork. Based on the results of the first year of the project, it was found that in pedagogical classes, young people chose more often tasks related to designing environmental solutions or organising events, and less often tasks related to reading, personal development and research. As the main hypothesis of the project is related to ‘competence-based career guidance’ (organisation of professional tests of pedagogical skills and competences), it can be assumed that the implementation of the programme “Growth Workshops. Programme for future teachers” will lead to the expected long-term effects at the level of the student, school and vocational education system of the region and the Russian Federation.
Key words: career guidance for schoolchildren; career guidance; career self-determination; choice of profession; career guidance work; high school students; competence-based approach; pedagogical skills; psychological and pedagogical classes; growth workshops; personal potential; pedagogy of success; professional tests; professional identity

Для цитирования:

Азбель, А. А. Компетентностный подход в профориентации: развитие педагогических навыков в психолого-педагогических классах / А. А. Азбель. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 77-86.

For citation

Azbel, A. A. (2024). Competence Approach in Career Guidance: Development of Teacher Skills in the Programme for Future Teachers // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 77-86.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.