Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель. В статье раскрываются особенности социально-психологической адаптации суворовцев к среде суворовского военного училища, описывается авторская программа психологического сопровождения процесса адаптации суворовцев, а также представлены эмпирические результаты ее апробации. Методология и методики исследования. Для достижения поставленной цели и реализации задач эмпирического исследования использованы теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам отнесены анализ отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме исследования, сравнение, синтез, обобщение. Организационным методом эмпирического исследования стал классический формирующий эксперимент, нацеленный на установление различий естественного и управляемого становления личностных показателей адаптации суворовцев. Эмпирические методы реализованы в психодиагностических и статистико-математических процедурах. Использовался следующий комплекс психодиагностических методов, позволяющих измерить заявленные к исследованию характеристики суворовцев: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонд, адаптированная А. К. Осницким; 12-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (детский вариант, форма 12PF/CPQ); метод экспертного опроса с помощью опросника исследования особенностей поведения Т. Ахенбаха. Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась при помощи пакета программ STATISTICA 6.0 и MS Excel. На предварительном этапе была проведена процедура оценки нормальности распределения показателей посредством расчета критерия Шапиро-Уилка (Shapiro-Wilk test). Затем применен непараметрический метод оценки взаимосвязей между показателями с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (Spearman rank R). Последующая обработка данных включала моделирование регрессионными уравнениями. После формирующего воздействия с целью определения статистической значимости различий средних величин использовали t-критерий Стьюдента, с поправкой на Бонферонни. Для оценки достоверности влияния изучаемых факторов на полученный результат осуществлен двухфакторный дисперсионный анализ с помощью статистического критерия F-Фишера. Основные результаты. Автором представлены результаты эмпирического исследования личностных компонентов адаптации суворовцев первого курса. В ходе исследования автор пришел к выводу, что ведущими показателями социально-психологической адаптации являются: принятие себя, внутренний контроль, смелость, общительность, эмоциональный комфорт и эмоциональная стабильность. Автором обоснована необходимость и описана программа психологического сопровождения суворовцев на начальном этапе обучения в суворовском училище, направленная на формирование личностных компонентов адаптации суворовцев-первокурсников. В основу программы заложены два подхода: коммуникативный и рефлексивный. Предпочтение отдано активным методам работы. Программа включает следующие направления: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическое консультирование и развивающая работа. Научная новизна. В исследовании определены личностные компоненты социально-психологической адаптации подростков, выделены показатели сферы самосознания, эмоционально-волевой, коммуникативной, когнитивной и поведенческой сфер, которые подлежат измерению. Установлены эмпирическим путем ведущие показатели, содействующие социально-психологической адаптации суворовцев, к которым относятся: принятие себя; эмоциональный комфорт, смелость и внутренний контроль. Создана и эмпирически апробирована программа психологического сопровождения адаптации суворовцев первого курса к образовательной среде военно-учебного заведения. Практическая и теоретическая значимость результатов. Исследование дополняет психолого-педагогические представления о различных сторонах социально-психологической адаптации к новой образовательной среде, ее личностных компонентах; расширяет представления об управлении данным процессом. В исследовании обоснована система психологического воздействия как условие адаптации к новой среде. По результатам эмпирического исследования разработана и апробирована программа психологического сопровождения адаптации суворовцев первого курса. Содержательные выводы. Результаты данного эмпирического исследования будут интересны педагогам и педагогам-психологам довузовских образовательных организаций Минобороны России, работающим с первокурсниками при создании комплексных программ адаптации воспитанников к обучению в военно-учебных заведениях.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; личностные компоненты адаптации; суворовское военное училище; психологическое сопровождение; суворовцы; образовательная среда
Abstract: Target. The article reveals the features of the socio-psychological adaptation of Suvorovites to the environment of the Suvorov Military School, describes the author’s program of psychological support for the process of adaptation of Suvorovites, and also presents the empirical results of its testing. Methodology and research techniques. To achieve the set goal and implement the objectives of the empirical research, theoretical and empirical research methods were used. Theoretical methods are implemented in the analysis of domestic and foreign literary sources on the research problem, comparison, synthesis, generalization. The organizational method of empirical research was a classic formative experiment aimed at establishing differences between the natural and controlled development of personal indicators of adaptation of Suvorov students. Empirical methods are implemented in psychodiagnostic and statistical-mathematical procedures. The following set of psychodiagnostic methods was used to measure the characteristics of Suvorovites declared for the study: “Methodology for diagnosing socio-psychological adaptation” by K. Rogers and R. Diamond, adapted by A. K. Osnitsky; 12-factor personality questionnaire by R. Cattell (children’s version, form 12PF/CPQ); Method of expert survey, using a questionnaire for studying behavioral characteristics of T. Achenbach. Statistical processing of empirical data was carried out using the STATISTICA 6.0 and MS Excel software package. At the preliminary stage, a procedure was carried out to assess the normality of the distribution of indicators by calculating the Shapiro-Wilk test. Then, a nonparametric method was applied to assess the relationships between indicators using the Spearman rank correlation coefficient (Spearman rank R). Subsequent data processing included modeling with regression equations. After the formative influence, in order to determine the statistical significance of differences in mean values, Student’s t-test was used, adjusted for Bonferonni. To assess the reliability of the influence of the studied factors on the obtained result, a two-factor analysis of variance was carried out using the Fisher’s F statistical test. Main results. The author presents the results of an empirical study of the personal components of adaptation of first-year Suvorov students. During the study, the author came to the conclusion that the leading indicators of socio-psychological adaptation are: self-acceptance, internal control, courage, sociability, emotional comfort and emotional stability. The author substantiates the need and describes a program of psychological support for Suvorov students at the initial stage of training at the Suvorov Military School, aimed at developing the personal components of adaptation of first-year Suvorov students. The program is based on two approaches: communicative and reflective. Preference is given to active methods of work. The program includes the following areas: psychological diagnostics, psychological education, psychological counseling and developmental work. Scientific novelty. The study identified the personal components of socio-psychological adaptation of adolescents, identified indicators in the sphere of self-awareness, emotional-volitional, communicative, cognitive and behavioral spheres that are subject to measurement. Empirically, leading indicators have been established that contribute to the socio-psychological adaptation of Suvorovites, which include: self-acceptance; emotional comfort, courage and internal control. A program of psychological support for the adaptation of first-year Suvorov students to the educational environment of a military educational institution has been created and empirically tested. Practical and theoretical significance of the results. The study complements psychological and pedagogical ideas about various aspects of socio-psychological adaptation to the new educational environment and its personal components. Expands ideas about managing this process. The study substantiates a system of psychological influence as a condition for adaptation to a new environment. Based on the results of an empirical study, a program of psychological support for the adaptation of first-year Suvorov students was developed and tested. Meaningful conclusions. The results of this empirical study will be of interest to teachers and educational psychologists of pre-university educational organizations of the Russian Ministry of Defense, working with first-year students when creating comprehensive programs for the adaptation of students to study in military educational institutions.
Key words: socio-psychological adaptation; personal components of adaptation; Suvorov military school; psychological support; Suvorov cadets; educational environment

Для цитирования:

Иванова, М. В. Психологическое сопровождение социально-психологической адаптации воспитанников к образовательной среде суворовского военного училища / М. В. Иванова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 58-64.

For citation

Ivanova, M. V. (2024). Psychological Support Socio-Psychological Adaptation of Pupils to the Educational Environment of the Suvorov Military School // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 58-64.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.