Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность воспитательной работы с аспирантами обусловлена тем, что в настоящее время им сложно разобраться в создавшейся обстановке, сопровождаемой ломкой духовных ценностей. Цель исследования состоит в выявлении возможностей дисциплин гуманитарного цикла в патриотическом воспитании аспирантов и разработке методических рекомендаций для преподавателей. Методологической базой исследования стали научные концепции, изложенные в трудах выдающихся российских и китайских мыслителей. Были использованы методы изучения, анализа и систематизации научной информации по проблеме патриотического воспитания, эмпирические, а также статистические методы обработки полученных результатов. Основные результаты исследования заключаются в представлении метакомпонентной структуры понятия «патриотизм», в выявлении возможностей дисциплин гуманитарного цикла в развитии этого качества. Определено, что научный интерес к проблеме патриотического воспитания наиболее активно проявляют российские и китайские ученые. Научная новизна исследования состоит в представлении феномена «патриотизм» как объекта междисциплинарного изучения. Предложено авторское определение понятия «патриотизм» как накопительного результата эмоциональных переживаний, многочисленных моральных выборов и принятия ответственности за сохранение культурно-исторического наследия своей страны. Теоретическая значимость заключается в демонстрации эффективности комплексного развития патриотизма у аспирантов в процессе учебной, воспитательной и научной работы. Примеры использования гуманитарных дисциплин в процессе патриотического воспитания представляют практическую значимость. Составлены методические рекомендации по реализации воспитательной работы среди обучающихся университетов. Полученные выводы свидетельствуют об эффективности выбранного направления педагогической поддержки аспирантов и о необходимости проведения регулярной, целенаправленной работы по воспитанию патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; Родина; национальное единство; воспитательная работа; аспирантура; аспиранты; моральный выбор; духовные ценности; историческое наследие; учебные дисциплины; технические вузы
Abstract: The relevance of educational work with postgraduate students is due to the fact that nowadays it is difficult for them to understand the current situation accompanied by the fracture of spiritual values. The aim of the study is to identify the possibilities of the Humanities in the patriotic education of postgraduate students and to develop methodical recommendations for teachers. The methodological basis of the study contains scientific concepts set forth in the works of prominent Russian and Chinese thinkers. Methods of study, analysis and systematization of scientific information on the problem of patriotic education, empirical, as well as statistical methods of processing the obtained results were used. The main results of the study consist in presenting the meta-component structure of the concept “patriotism”, in identifying the possibilities of disciplines of the Humanities in the development of this quality. It is determined that the scientific interest to the problem of patriotic education is most actively shown by Russian and Chinese scientists. Scientific novelty of the research is in the presentation of the phenomenon “patriotism” as an object of interdisciplinary study. The author’s definition of the concept of “patriotism” as an accumulative result of emotional experiences, numerous moral choices and acceptance of responsibility for the preservation of cultural and historic heritage. Theoretical significance lies in the demonstration of the effectiveness of integrated development of patriotism in postgraduate students in the process of educational and scientific work. Examples of using humanities disciplines in the process of patriotic education are of practical significance. Methodical recommendations for the realization of educational work among university students are compiled. The obtained conclusions testify to the effectiveness of the chosen direction of pedagogical support for postgraduate students and the need for regular, purposeful work on patriotism education.
Key words: patriotism; patriotic education; Motherland; national unity; educational work; postgraduate study; postgraduate students; moral choice; spiritual values; historical heritage; academic disciplines; technical universities

Для цитирования:

Ли, Жуйтин. Патриотическое воспитание аспирантов технического вуза в ходе изучения дисциплин гуманитарного профиля / Ли Жуйтин, Т. Е. Исаева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 232-244.

For citation

Li, Ruiting, Isaeva, T. E. (2024). Patriotic Education of Postgraduate Students of a Technical University During the Study of the Humanities // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 232-244.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.