Архив журнала
Выявление учебных затруднений у студентов СПО средствами барьерной педагогики на примере физики
- 63
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье описывается методика выявления познавательных барьеров у студентов СПО в процессе обучения физике с учетом профессиональной направленности обучения. Цель исследования: выявление теоретических и методических основ диагностики и снижения уровня познавательных барьеров студентов СПО в процессе обучения физике. Психолого-педагогическими основаниями нашей работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых в области барьерной педагогики, методологической основой выступают системный и компетентностный подходы. В работе применялась система теоретических и эмпирических подходов к исследованию. Представлен анализ понятия «познавательный барьер». Проанализированы представленные в литературе подходы к классификации познавательных барьеров обучающихся на различных ступенях образования, в том числе для студентов СПО. Новизна полученных результатов заключается в адаптации имеющихся подходов к диагностике познавательных барьеров у студентов СПО с учетом профессиональной направленности обучения. Важность этих результатов для науки и практики заключается в расширении арсенала инструментов и подходов для улучшения образовательных возможностей студентов СПО и разработке соответствующих методических материалов. В ходе проведенного исследования на поисковом этапе дидактического эксперимента было установлено, что применение предложенных методов и средств приводит к статистически значимому снижению познавательных барьеров, что, в свою очередь, способствует повышению уровня учебных возможностей у студентов СПО.
Ключевые слова: методика преподавания физики; физика; образовательный процесс; учебная деятельность; студенты; учреждения среднего профессионального образования; трудности обучения; учебные затруднения; познавательные барьеры; контекстный подход; педагогическая диагностика; барьерная педагогика
Abstract: The article describes a method for identifying cognitive barriers among secondary vocational education students in the process of learning physics, taking into account the professional orientation of training. Purpose of the study: identifying the theoretical and methodological foundations of diagnostics and reducing the level of cognitive barriers of secondary vocational education students in the process of learning physics. The psychological and pedagogical basis of our work is the research of domestic and foreign scientists in the field of barrier pedagogy, methodological development of systemic and competency-based approaches. The work used a system of theoretical and empirical approaches to research. An analysis of the concept of “cognitive barrier” is presented. The approaches presented in the literature to the classification of cognitive barriers of students at various levels of education, including for students of secondary vocational education, are analyzed. The novelty of the results obtained lies in the adaptation of existing approaches to diagnosing cognitive barriers in secondary vocational education students, taking into account the professional orientation of training. The importance of these results for science and practice lies in expanding the arsenal of tools and approaches to improve the educational opportunities of secondary vocational students and the development of appropriate teaching materials.
During the study conducted at the exploratory stage of the didactic experiment, it was found that the use of the proposed methods and tools leads to a statistically significant reduction in cognitive barriers, which in turn helps to increase the level of educational opportunities among secondary vocational students.
Key words: methods of teaching physics; physics; educational process; educational activity; students; institutions of secondary vocational education; learning difficulties; learning difficulties; cognitive barriers; contextual approach; pedagogical diagnostics; barrier pedagogy
Для цитирования:
Барановская, А. М. Выявление учебных затруднений у студентов СПО средствами барьерной педагогики на примере физики / А. М. Барановская, М. П. Ланкина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 168-176.
For citation
Baranowska, A. M., Lankina, M. P. (2024). Identifying Learning Difficulties in SVE Students by Means of Barrier Pedagogy Using the Example of Physics // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 168-176.