Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Трудовое обучение школьников является необходимым условием их последующей социализации и профессиональной самореализации. Необходимость создания эффективной системы трудового (технологического) образования школьников обусловлена назревшей потребностью экономики страны в усилении кадрового потенциала. Осознание важности трудового обучения подрастающего поколения определяет необходимость обновления концептуальных основ системы трудового (технологического) образования школьников, которое невозможно без анализа отечественного исторического опыта. Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: что из опыта трудового обучения в дореволюционной России может быть полезным при создании современной системы трудового (технологического) образования школьников? Цель статьи состоит в историко-педагогическом анализе организации трудового обучения в женских гимназиях и прогимназиях Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв. На основании анализа первоисточников и современной научной литературы нами изучена нормативно-правовая основа деятельности женских гимназий и прогимназий Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв. Проанализировано содержание трудового обучения в гимназиях и прогимназиях ведомства учреждений Императрицы Марии и ведомства Министерства народного просвещения. Выделены основные достижения Великих реформ Александра II в сфере среднего образования Российской империи в целом и женского в частности. Теоретическая значимость исследования заключается в детальном анализе научных представлений о потенциале исторического опыта трудового обучения в женских гимназиях и прогимназиях Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при разработке концептуальных основ системы трудового (технологического) образования школьников, обновлении ее содержательного компонента. Таким образом, нами сделан вывод о возможности использования опыта трудового обучения в женских гимназиях и прогимназиях Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв. на современном этапе. Нами предложены основные направления усовершенствования современной системы трудового (технологического) образования школьников с учетом исторического опыта трудового обучения в женских гимназиях и прогимназиях Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв.: возвращение практики формирования содержания учебного предмета «Труд (технология)» с учетом гендерного признака; распространение опыта помощи участникам боевых действий; применение ручного труда школьников во внеурочное время.
Ключевые слова: трудовое обучение; женская гимназия; женская прогимназия; женское училище; рукоделие; женское образование; учебный предмет
Abstract: Labor training of schoolchildren is a necessary condition for their subsequent socialization and professional self-realization. The need to create an effective system of labor (technological) education for schoolchildren is due to the urgent need of the country’s economy to strengthen human resources. Awareness of the importance of labor training for the younger generation determines the need to update the conceptual foundations of the system of labor (technological) education for schoolchildren, which is impossible without analyzing the national historical experience. Thus, the problem of research can be formulated: what from the experience of labor training in pre-revolutionary Russia can be useful in creating a modern system of labor (technological) education for schoolchildren? The purpose of the article is a historical and pedagogical analysis of the organization of labor training in women’s gymnasiums and gymnasiums of the Russian Empire in the second half of the 19th – early 20th centuries. Based on the analysis of primary sources and modern scientific literature, we have studied the regulatory framework for the activities of women’s gymnasiums and gymnasiums of the Russian Empire in the second half of the 19th – early 20th centuries. The content of labor training in gymnasiums and gymnasiums of the department of institutions of Empress Maria and the Department of the Ministry of Public Education is analyzed. The main achievements of Alexander II’s Great reforms in the field of secondary education of the Russian Empire in general and women’s education in particular are highlighted. The theoretical significance of the study lies in a detailed analysis of scientific ideas about the potential of the historical experience of labor training in women’s gymnasiums and colleges of the Russian Empire in the second half of the 19th – early 20th centuries. The practical significance of the work lies in the possibility of using its results in the development of the conceptual foundations of the system of labor (technological) education of schoolchildren, updating its substantive component. Thus, we have concluded that it is possible to use the experience of labor training in women’s gymnasiums and gymnasiums of the Russian Empire in the second half of the 19th – early 20th centuries at the present stage. We have proposed the main directions for improving the modern system of labor (technological) education of schoolchildren, taking into account the historical experience of labor training in women’s gymnasiums and gymnasiums of the Russian Empire in the second half of the 19th – early 20th centuries: the return of the practice of forming the content of the educational subject “Labor (technology)” taking into account gender; dissemination of experience in helping participants in hostilities; the use of manual the work of schoolchildren outside of school hours.
Key words: vocational training; girls’ gymnasium; girls’ progymnasium; girls’ school; handicrafts; women’s education; academic subject

Для цитирования:

Финогеева, Т. Е. Трудовое обучение в женских гимназиях и прогимназиях Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв. / Т. Е. Финогеева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 10-22.

For citation

Finogeeva, T. E. (2024). Labor Training in Women’s Gymnasiums and Gymnasiums of the Russian Empire in the Second Half of the 19th – Early 20th Centuries // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 10-22.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.