Архив журнала
Обучение детей мигрантов русскому языку средствами медиапедагогики
- 56
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Основываясь на результатах педагогического наблюдения, осуществленного в процессе проведения дополнительных занятий «Уроки русской речи» для детей мигрантов в российской общеобразовательной школе, автор описывает медиаконтент, медиатехнологии как мультимедийные средства обучения и цифровые инструменты, которые применяются для повышения уровня эффективности освоения как системы русского языка, так и системы культурно-исторических ценностей в контексте лингвокультурологического подхода. В качестве основы для реализации лингвокультурологического подхода автор рассматривает влияние цифрового контента при освоении русского языка, выбор которого определен возрастными особенностями обучающихся; представленностью реалий страны, актуальных с точки зрения постижения культурных норм и традиций; содержанием понятий, освоение которых необходимо при построении коммуникации в рамках как учебного диалога, так и повседневного общения; художественно-эстетической ценностью, что обеспечивает формирование критического мышления, читательских умений на уроках литературного чтения и литературы. Цель исследования заключается в определении технологий и методов в процессе использования медиаконтента при обучении русскому языку детей мигрантов; анализе цифрового контента, способствующего повышению уровня эффективности в процессе обучения русскому языку детей мигрантов в условиях российской общеобразовательной школы; в описании типичных затруднений в освоении русского языка детьми мигрантов. Теоретико-методологическую базу составляют исследования в области методики обучения русскому языку как иностранному и методики обучения русскому языку в условиях поликультурной среды российской общеобразовательной школы. В работе автор обращается к лингводидактическому и коммуникативному подходам, теории языковой личности. Автор использует следующие методы, направленные на достижение цели исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, метод наблюдения, описательный метод, метод анализа, обобщения. Основные результаты исследования связаны с описанием технологии использования медиаконтента как инструмента для обучения русскому языку детей мигрантов в условиях российской общеобразовательной школы.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; методика русского языка в школе; методы обучения; образовательный процесс; дополнительные занятия; дети мигрантов; дети-мигранты; медиаграмотность; медиатехнологии; цифровые инструменты; цифровые технологии
Abstract: Based on the results of pedagogical observation carried out by the author in the process of conducting ‘Russian Speech Lessons’ classes for migrant children in a Russian comprehensive school, the article describes media content, media technologies and digital tools that the author uses to improve the level of effectiveness of mastering both the Russian language system and the system of cultural and historical values in the context of the linguocultural approach. As a basis for the implementation of the linguocultural approach, the author considers the influence of digital content in mastering the Russian language, the choice of which is determined by the age characteristics of students; the representation of the realities of the country, relevant from the point of view of comprehension of cultural norms and traditions; the content of concepts, the mastering of which is necessary in the construction of communication both in the framework of the educational dialogue and everyday communication; artistic and aesthetic value, which provides the formation of critical thinking, reading and reading skills. The aim of the study is to identify technologies and methods in the process of using media content in teaching Russian to migrant children; to analyse digital content that contributes to increasing the level of effectiveness in the process of teaching Russian to migrant children in the conditions of the Russian comprehensive school; to describe typical difficulties in mastering the Russian language by migrant children. The theoretical and methodological basis is formed by research in the field of teaching methods of teaching Russian as a foreign language and methods of teaching Russian in the multicultural environment of a Russian comprehensive school. In the work the author refers to the linguodidactic approach, communicative approach, the theory of linguistic personality. The author uses the following methods aimed at achieving the research goal: theoretical analysis of scientific and methodological literature, method of observation, descriptive method, method of analysis, generalisation. The main results of the research are related to the description of the technology of using media content as a tool for teaching Russian language to migrant children in the conditions of a Russian comprehensive school.
Key words: Russian as a foreign language; methods of teaching Russian; methods of Russian language at school; teaching methods; educational process; additional classes; children of migrants; migrant children; media literacy; media technologies; digital tools; digital technologies
Для цитирования:
Плаксина, Е. Б. Обучение детей мигрантов русскому языку средствами медиапедагогики / Е. Б. Плаксина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 287-293.
For citation
Plaksina, E. B. (2024). Teaching Russian to Migrant Children by Means of Media Pedagogy // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 287-293.