Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель исследования – диагностика читательских умений студентов, обучающихся по программе бакалавриата «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование». В статье читательская грамотность рассматривается как компонент функциональной грамотности и условие успешной учебной и профессиональной деятельности, намечаются пути преодоления выявленных проблем для развития читательской грамотности студентов педагогического вуза. Научная новизна исследования заключается в определении типологии читательских умений, востребованных в профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов. В результате оценен уровень сформированности читательских умений будущих учителей начальных классов в Шадринском государственном педагогическом университете по четырем группам: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста, что позволяет сделать вывод о невысоком уровне читательской культуры у будущих педагогов. В статье авторы рассматривают вопрос, посвященный актуальной проблеме формирования читательской грамотности у студентов в эпоху цифровизации. Выделяют компоненты ключевого понятия и показатели их сформированности. Проведенный эксперимент позволил авторам определить пути повышения уровня сформированности исследуемого процесса. С этой целью они предлагают применять в образовательном процессе элементы технологии развития критического мышления, ТРИЗ, проблемное обучение, метод проектов.
Ключевые слова: педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; учителя начальных классов; функциональная грамотность; читательская грамотность; компоненты читательской грамотности; мотивационный компонент; когнитивный компонент; практико-ориентированный компонент
Abstract: The purpose of the study is to diagnose the reading skills of students enrolled in the bachelor’s degree program “Pedagogical education” profile “Primary education”. The article considers reading literacy as a component of functional literacy and a condition for successful educational and professional activities, outlines ways to overcome the identified problems for the development of reading literacy of students of a pedagogical university. The scientific novelty of the research lies in determining the typology of reading skills that are in demand in the professional activity of a future primary school teacher. As a result, the level of formation of the reading skills of future primary school teachers at Shadrinsk State Pedagogical University was assessed in four groups: to find and extract information, integrate and interpret information, evaluate the content and form of the text, use information from the text, which allows us to conclude that the low level of reading culture among future teachers. In the article, the authors consider the issue of the actual problem of the formation of reading literacy among students in the era of digitalization. The components of the key concept and the indicators of their formation are distinguished. The conducted experiment allowed the authors to identify ways to increase the level of formation of the process under study. To this end, they propose to apply in the educational process: elements of technology for the development of critical thinking, TRIZ, problem-based learning, and the project method.
Key words: pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; primary school teachers; functional literacy; reading literacy; components of reading literacy; motivational component; cognitive component; practice-oriented component

Для цитирования:

Жданова, Н. М. Проблемы формирования читательской грамотности будущих учителей начальных классов и траектория их преодоления / Н. М. Жданова, И. А. Тютюева, А. В. Манакова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 279-286.

For citation

Zhdanova, N. M., Tyutyueva, I. A., Manakova, A. V. (2024). The Problems of the Formation of Reading Literacy of Future Primary School Teachers and the Trajectory of Their Overcoming // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 279-286.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.