Архив журнала
Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе изучения математики и физики
- 69
- Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье приведены и обобщены результаты теоретических и эмпирических исследований по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных школ. Уточнено определение учебно-исследовательской деятельности в условиях информатизации образования. Определена структура учебно-исследовательской деятельности. Предложены методические средства для организации учебно-исследовательской деятельности школьников: исследовательские задачи, исследовательские лабораторные работы, учебно-исследовательские проекты.
Разработана методика организации учебно-исследовательской деятельности школьников на основе предлагаемых методических средств. В качестве конкретных примеров приведены методика решения исследовательской задачи по физике, исследовательская лабораторная работа по математике и примеры тем учебных исследовательских проектов по математике и физике. Разработаны методические рекомендации для успешного выполнения учебных исследовательских проектов.
Приведены данные первоначального опроса учителей о сложностях организации учебно-исследовательской деятельности. Представлены результаты опроса педагогов по применению представленных методических средств, анализ которых позволил сделать вывод о том, что, во-первых, эти средства позволяют организовать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, во-вторых, учителя готовы применять предлагаемую методику для организации учебно-исследовательской деятельности школьников.
Ключевые слова: исследовательская деятельность; учебная деятельность; структура учебно-исследовательской деятельности; исследовательские задачи; лабораторные работы; математика; методика преподавания математики; методика математики в школе; физика; методика преподавания физики; методика физики в школе; школьники; метод проектов; проектная деятельность; учебно-исследовательские проекты
Abstract: The article presents and summarizes the results of theoretical and empirical research on the problem of organizing educational and research activities of students of secondary schools. The definition of educational and research activities in the context of informatization of education has been clarified. The structure of educational and research activities is defined. Methodological tools for the organization of
educational and research activities of schoolchildren are proposed: research tasks, research laboratory work, educational and research projects.
A methodology for organizing educational and research activities of schoolchildren based on the proposed methodological tools has been developed. As specific examples, the methodology for solving a research problem in physics, research laboratory work in mathematics and examples of topics of educational research projects in mathematics and physics are given. Methodological recommendations have been developed for the successful implementation of educational research projects.
The data of the initial survey of teachers on the difficulties of organizing educational and research activities are presented. The results of a survey of teachers on the use of the presented methodological tools are presented, the analysis of which allowed us to conclude that, firstly, these tools allow students to organize educational and research activities, and secondly, teachers are ready to apply the proposed methodology for organizing educational and research activities of schoolchildren.
Key words: research activity; educational activity; structure of educational and research activity; research tasks; laboratory work; mathematics; methods of teaching mathematics; methods of mathematics in school; physics; methods of teaching physics; methods of physics in school; schoolchildren; project method; project activity; educational and research projects
Для цитирования:
Аксенова, О. В. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе изучения математики и физики / О. В. Аксенова, Б. М. Игошев, Т. Н. Шамало. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 264-271.
For citation
Aksyonova, O. V., Igoshev, B. M., Shamalo, T. N. (2024). Organization of Educational and Research Activities of Schoolchildren in the Process of Studying Mathematics and Physics // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 264-271.