Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме развития качеств эмоционального благополучия старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Задачи исследования: рассмотреть подходы к описанию сущности феномена эмоционального благополучия в научной литературе; выявить критерии развития эмоциональной сферы, а также специфику эмоционального благополучия в старшем дошкольном возрасте, конкретизировать факторы развития эмоционального благополучия в дошкольной образовательной организации; исследовать психолого-педагогические условия образовательной среды дошкольной образовательной организации, влияющие на развитие составляющих эмоционального благополучия старшего дошкольника; привести пример развивающей программы по становлению качеств эмоционального благополучия детей. В ходе работы выявлены ключевые характеристики теоретического конструкта «эмоциональное благополучие» как значимой эмоциональной компетенции ребенка, способствующей формированию новообразований эмоционально-волевой сферы в старшем дошкольном возрасте (эмоциональной регуляции, произвольности поведения и т. д.). Описаны основные критерии развития эмоциональной сферы ребенка, конкретизированы структура и содержание состояния эмоционального благополучия. Выявлены факторы развития эмоционального благополучия в дошкольной организации, описаны направления деятельности и психолого-педагогические условия образовательной среды, в том числе обеспечение психологической безопасности воспитанников. В качестве примера развивающей программы в статье представлен фрагмент с тремя ключевыми блоками и описанием содержания занятий и игр для развития эмоциональной сферы и формирования компетенции эмоционального благополучия детей.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие; эмоциональные состояния; старшие дошкольники; дошкольные образовательные организации; эмоциональная регуляция; факторы образовательной среды
Abstract: The article is devoted to the problem of developing the qualities of emotional well-being of senior preschoolers in preschool educational institutions. Research objectives: to consider approaches to describing the essence of the phenomenon of emotional well-being in scientific literature; to identify the criteria for the development of the emotional sphere, as well as the specifics of EW in senior preschool age, to specify the factors of EW development in preschool educational institutions; to study the psychological and pedagogical conditions of the educational environment of preschool educational institutions that influence the development of the components of EW in senior preschoolers; to provide an example of a developmental program for the formation of the qualities of emotional well-being in children. In the course of the work, the key characteristics of the theoretical construct “emotional well-being” were identified as a significant emotional competence of the child, contributing to the formation of neoplasms of the emotional-volitional sphere in senior preschool age (emotional regulation, arbitrariness of behavior, etc.). The article describes the main criteria for the development of the child’s emotional sphere, specifies the structure and content of the state of emotional well-being. The factors of development of emotional well-being in a preschool organization are identified, the areas of activity and psychological and pedagogical conditions of the educational environment are described, including ensuring the psychological safety of pupils. As an example of a development program, the article presents a fragment with three key blocks and a description of the content of classes and games for the development of the emotional sphere and the formation of the competence of emotional well-being in children.
Key words: emotional well-being; emotional states; senior preschoolers; preschool educational organizations; emotional regulation; educational environment factors

Для цитирования:

Кобзева, Л. Н. Развитие составляющих эмоционального благополучия старших дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Л. Н. Кобзева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 60-67.

For citation

Kobzeva, L. N. (2024). Development of Emotional Well-Being Components of Senior Preschoolers in Preschool Educational Institutions // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 60-67.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.