Файл статьи: PDF
Аннотация: Возрождение инженерных школ в России предполагает участие школьников в разработке реальных инженерных проектов и соответствующей рационализаторской и изобретательской деятельности на базе ведущих вузов. Это актуализирует проблему готовности школьников к совместной со взрослыми изобретательской деятельности и как необходимую основу для этого решение проблемы развития у детей способностей к изобретательству. Целью данного исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности процесса развития у детей изобретательских способностей посредством интеграции их изобретательской и исследовательской деятельности в ходе проведения физических экспериментов в условиях организации сетевого взаимодействия образовательных организаций и родителей. Системный и деятельностный подходы стали основными методологическими подходами описываемого в статье исследования, при этом, исходя из специфики предмета исследования, основным его методом был избран естественный педагогический эксперимент. Представленные в статье теоретическое обоснование и описание экспериментальной проверки эффективности процесса развития у детей способностей к изобретательству посредством их включения в исследовательскую деятельность в ходе проведения физических экспериментов в условиях организации сетевого взаимодействия педагогов образовательных организаций, детей и их родителей свидетельствуют о необходимости и воспроизводимости представленных в гипотезе исследования педагогических условий. Полученные результаты являются вкладом в теорию педагогики и образования в части обоснования новой образовательной формы развития изобретательства детей – сетевого сообщества образовательных организаций и родителей, взаимодействующих в процессе развития изобретательства детей на основе его интеграции с подготовкой и проведением физических экспериментов, содержательно связанных с пропедевтическим курсом физики для начальной школы. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в качестве системы ориентиров и педагогических инструментов для учителей, родителей и научно-педагогических работников для обеспечения эффективного функционирования сетевого взаимодействия образовательных организаций и родителей, направленного на развитие изобретательства младших школьников.
Ключевые слова: физические эксперименты; физика; инженерные способности; младшие школьники; детское изобретательство; сетевое взаимодействие; взаимодействие семьи и школы; педагоги; родители; сотворчество; инженерное мышление; исследовательская деятельность; формирование изобретательской культуры
Abstract: The revival of engineering schools in Russia involves the participation of schoolchildren in the development of real engineering projects and the corresponding rationalization and inventive activities on the basis of leading universities. This actualizes the problem of schoolchildren’s readiness for joint inventive activity with adults and, as a necessary basis for this, solving the problem of developing inventive abilities in children. The purpose of this study is to theoretically substantiate and experimentally verify the effectiveness of the process of developing inventive abilities in children through the integration of their inventive and research activities in the course of physical experiments in the context of organizing network interaction between educational organizations and parents. The system and activity approaches became the main methodological approaches of the study described in the article, while, based on the specifics of the subject of the study, a natural pedagogical experiment was chosen as its main method. Results and scientific novelty. The theoretical substantiation and description of the experimental verification of the effectiveness of the process of developing children’s inventive abilities through their inclusion in research activities during physical experiments in the context of organizing network interaction between teachers of educational organizations, children and their parents presented in the article indicate the necessity and reproducibility of the pedagogical conditions presented in the research hypothesis. The results obtained are a contribution to the theory of pedagogy and education in terms of substantiating a new educational form of developing children’s inventiveness – a network community of educational organizations and parents interacting in the process of developing children’s inventiveness based on its integration with the preparation and conduct of physical experiments substantively related to the propaedeutic course of physics for elementary school. The results obtained in the study can be used as a system of guidelines and pedagogical tools for teachers, parents and scientific and pedagogical workers to ensure the effective functioning of the network interaction of educational organizations and parents aimed at developing inventiveness in primary school students.
Key words: physical experiments; physics; engineering abilities; primary school students; children’s invention; network interaction; interaction between family and school; teachers; parents; co-creation; engineering thinking; research activities; formation of an inventive culture

Для цитирования:

Зуев, П. В. Физический эксперимент как средство развития способностей младших школьников к изобретательству в условиях сетевого взаимодействия семьи и школы / П. В. Зуев, С. А. Новоселов, Т. Н. Шамало. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 76-91.

For citation

Zuev, P. V., Novoselov, S. A., Shamalo, T. N. (2024). Physical Experiment as a Means of Developing the Abilities of Primary School Students to Invent in the Context of Network Interaction between Family and School // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 76-91.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.