Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена изучению становления института дисциплинарных взысканий по отношению к студентам российских императорских университетов, допускавших отклонения в поведении в период с XIX до начала XX вв. на основе деятельности университетских дисциплинарных судов. Особый исследовательский интерес был обусловлен изучением категорий и видов правонарушений, совершаемых студентами российских университетов в рассматриваемый исторический период и в настоящее время. Цель статьи: на основе анализа университетских уставов с XIX по начало XX вв. определить исторические аспекты формирования института дисциплинарной ответственности студентов высшей школы за совершенные правонарушения в учебной и бытовой жизнедеятельности и провести параллели с современностью. Методология исследования построена на основе социально-классовой природы правонарушений, концепции аномии и новой социокультурной реальности с использованием историко-педагогического подхода. С помощью методов компаративного и правового анализа выделены категории и виды правонарушений, совершаемых студентами российских университетов в рассматриваемый период. Результаты исследования. Уточнено понятие «институт дисциплинарной ответственности студентов высшей школы за совершенные правонарушения в учебной и бытовой жизнедеятельности». Определены 3 категории правонарушений, совершаемых студентами университетов, основные виды: несоблюдение правил этикета и вежливости; неуважение к профессорам; неполучение зачетов в течение трех полугодий; организация в университете неразрешенных собраний; нарушения норм вступления студентов в брак; пьянство и дерзкое оскорбление товарища или сотрудника университета. В конце XIX века значительно усилился контроль за жизнедеятельностью студентов и была четко зарегламентирована административная ответственность. Перечисленные в Правилах внутреннего распорядка современных университетов виды дисциплинарных проступков, совершаемых студентами, позволяют сделать вывод, что они обусловлены несоблюдением правовых и социокультурных норм. Полученные результаты вносят вклад в исследовательскую базу профилактики правонарушений в студенческой среде и обоснования феномена – института дисциплинарной ответственности студентов высшей школы за совершенные правонарушения в учебной и бытовой жизнедеятельности. Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей и руководителей образования, занимающихся вопросами дисциплинарной ответственности студентов.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; императорские университеты; исторические аспекты; правонарушения студентов; дисциплинарные взыскания; дисциплинарная ответственность; устав университета; правила внутреннего распорядка
Abstract: The article is devoted to studying the establishment of the institute of disciplinary action against students who have behavioral disorders in the 19th and early 20th centuries, based on the work of university disciplinary courts. The research interest was driven by the study of categories and types of offences committed by students of Russian universities during the historical period under review and at present. The purpose of the article: based on the analysis of University Charters from the 19th and early 20th centuries identify the historical aspects of the institution of disciplinary responsibility of higher education students for the commission of offences in educational and private life activities and to make parallels with modernity. Methodology of the study based on social-class origin offences, theory anomy and new socio-cultural reality, using a historical-pedagogical approaches. Comparative and legal analysis methods are used to identify the categories and types of offences committed by students in Russian university’s during the reporting period. Results. Clarified the concept “Institute of disciplinary responsibility of higher education students for the commissions of offenses in educational and private activities”. The following three categories of offenses committed by university students have been defined: failure to observe the rules of etiquette and courtesy; disregards for professors, failure to receive credits within three or five half-years, organization and participation in unauthorized meetings at the university, violation of the rules of marriage of students, drinking and insulting other students and staff member in the university. At the end of 19th century, control over student’s activities was greatly strengthened and administrative responsibility was clearly regulated. Listed in the Rules of Internal regulations of modern universities, the types of disciplinary misconduct committed by students, it can be concluded that they are due to non-compliance with and sociocultural norms. The results contribute to the research base of prevention of offenses in student environment and substation of phenomenon “Institute of disciplinary responsibility of higher education students for the commissions of offenses in educational and private activities”. The articles content can be useful for teachers and education leaders dealing with student’s disciplinary responsibility.
Key words: higher education institutions; students; imperial universities; historical aspects; student offenses; disciplinary sanctions; disciplinary responsibility; university charter; internal regulations

Для цитирования:

Лопаева, Н. С. Дисциплинарная ответственность студентов высшей школы: исторические аспекты и параллели с современностью / Н. С. Лопаева, Т. М. Резер. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 27-38.

For citation

Lopaeva, N. S., Rezer, T. M. (2025). Disciplinary Responsibility of Higher School Students: Historical Aspects and Parallels with Modernity // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 27-38.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.