Рубрика: СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме медиаграмотности педагога, что обусловлено рядом причин: во-первых, педагог является публичным лицом, во-вторых, он активно потребляет и производит сам медиапродукты и, в-третьих, является одной из ключевых фигур, отвечающих за медиаграмотность подрастающего поколения. Авторы обосновывают, что медиаграмотность – это необходимая компетенция педагога, которая включает совокупность знаний, умений и навыков в области медиаобразования, готовность анализировать, оценивать информацию, получаемую из медиаисточников, создавать и распространять медиаинформацию, необходимую для обучения и воспитания в соответствии с законодательными и этическими нормами, соблюдением прав человека, а также готовность осуществлять просветительскую работу в этом направлении с обучающимися и их родителями. В статье представлены результаты исследования, которое проходило с сентября по декабрь 2024 года на территории Свердловской области и в котором приняли участие педагоги разного возраста, осуществляющие свою профессиональную деятельность на уровне дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования (n = 1797). Полученные результаты свидетельствуют о том, что педагог является посредником между информационными потоками и субъектами образовательных отношений; возраст и стаж не влияют на использование медиаресурсов в педагогической практике, однако влияют на самооценку медиаграмотности; педагоги считают тождественными понятия медиаграмотность, цифровая грамотность, информационная грамотность; медиаграмотность как одна из значимых компетенций педагога должна быть одной из составляющих его профессиональной компетентности.
Ключевые слова: педагоги; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; профессиональные стандарты; профессиональные компетенции; медиаобразование; медиаграмотность; медиаконтент
Abstract: The article is devoted to the problem of media literacy of a teacher, this is due to a number of reasons: firstly, a teacher is a public figure, secondly, he actively consumes and produces media products himself and, thirdly, is one of the key figures responsible for the media literacy of the younger generation. The authors substantiate that media literacy is a necessary competence of a teacher, which includes a set of knowledge, skills and abilities in the field of media education, the willingness to analyze, evaluate information obtained from media sources, create and disseminate media information necessary for training and education in accordance with legal and ethical standards, respect for human rights, as well as the willingness to carry out educational work in this direction with students and their parents. The article presents the results of a study that took place from September to December 2024 in the Sverdlovsk region and involved teachers of different ages, carrying out their professional activities at the level of preschool, general, secondary vocational and additional education (n = 1797). The obtained results indicate that the teacher is an intermediary between information flows and subjects of educational relations; age and experience do not affect the use of media resources in pedagogical practice, but they affect the self-assessment of media literacy; teachers consider the concepts of media literacy, digital literacy, information literacy to be identical; media literacy as one of the significant competencies of a teacher should be one of the components of his professional competence.
Key words: teachers; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; professional standards; professional competencies; media education; media literacy; media content

Для цитирования:

Николаева, М. А. Медиаграмотность как ключевая компетенция педагога в условиях трансформации образования / М. А. Николаева, Н. В. Шрамко, А. В. Коротун. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 39-51.

For citation

Nikolaeva, M. A., Shramko, N. V., Korotun, A. V. (2024). Media Literacy as a Key Competence of a Teacher in the Information Society // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 39-51.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.